Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

ТГПУ организовал всероссийское обсуждение подходов к анализу и изучению детской литературы

В Томском государственном педагогическом университете прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения». Масштабный научный диалог был приурочен к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и собрал вместе экспертов и обучающихся из разных регионов России, включая новые территории, а также Беларуси.

На пленарном заседании доклады представили участники из Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары и Минска. Так, о результатах исследования «Чтение детей и подростков в семье: роль родителей», проведенного ВЦИОМ по заказу Российской государственной детской библиотеки, рассказала зав. отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Елена Андреевна Колосова. В опросе приняли участие 1111 родителей детей разных возрастов до 14 лет включительно. Из них 78% указали, что сами читают книги, однако регулярно это делают всего 35% – в большинстве это люди с высшим образованием и высокими материальными возможностями. При этом 56% опрошенных отметили, что не знают, как приобщать детей к чтению, и хотели бы владеть такими инструментами. Полные результаты исследования доступны здесь.

Научный сотрудник Центра исследований детской литературы Института русской литературы «Пушкинский дом» РАН Инна Анатольевна Сергиенко в докладе «Герой-ребенок в русской детской литературе 1800-х – 1810-х годов: обретение биографии» на примерах нескольких произведений показала, как конструировались первые биографии героев-детей и как авторские стратегии связаны с особенностями жанра нравоучительной беллетристики. Доцент УрФУ Ольга Юрьевна Орлова рассмотрела национальную и региональную идентичность в современной детской и подростковой литературе, отметив, что «в современной прозе на русском языке, в том числе детской, ощутим поворот в сторону поиска истоков, возвращения к корням, что выражается в узнаваемых литературных ландшафтах конкретных регионов и расцвете жанра автофикшн».

Профессор МПГУ Ирина Николаевна Арзамасцева посвятила исследование региональному аспекту произведений дипломантов Литературного конкурса им. Сергея Михалкова. Зав. лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Екатерина Андреевна Асонова представила результаты исследования «Репрезентация творчества и самостоятельности в произведениях детской и подростковой литературы». Доцент Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка Алёна Игоревна Жишкевич рассмотрела интермедиальность как способ языковой репрезентации культурных кодов в современной художественной прозе для детей и подростков.

Профессор УрГПУ Нина Владимировна Барковская в докладе «География в детской литературе: Чукотка» уделила внимание анализу различных современных произведений об этом отдаленном регионе, а также зависимости его изображения от возрастной категории читателя и социокультурной установки. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Гелиевна Галактионова в выступлении «Приобщение к чтению как способ развития личностного потенциала» на материалах Всероссийского образовательного проекта «Мастерские роста» показала, как создаются условия для развития личностного потенциала посредством освоения школьниками опыта выбора, который приходится делать вместе с героями книг. Доцент Самарского университета Ирина Исааковна Коган озвучила результаты осмысления современной подростковой поэзии, а проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева рассмотрела образ Гудвина в рукописи фрагментов пьесы А.М. Волкова «Полёт в Волшебную страну».

Работа продолжилась секционными заседаниями. Участники обсудили творчество А.С. Пушкина в контексте отечественной литературы ХХ – ХХI веков, поэтику и проблематику детско-юношеской литературы, формирование читательской грамотности, методические вопросы изучения детской литературы и приобщения к чтению.

По итогам конференции планируется выпуск сборника тезисов.

Смотреть запись конференции

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER