Россия и Африка: языковые и культурные перспективы в контексте образовательного диалога обсудили в Томском педуниверситете
1 ноября в ТГПУ состоялся международный круглый стол «Россия и Африка: языковые и культурные перспективы в контексте образовательного диалога». В событии приняли участие исследователи из педагогических и классических университетов России, курирующие деятельность центров русского языка в африканских странах: Кения, Конго, Сейшельские острова, Танзания, Гана и Кот-д'Ивуар.
С приветственными словами к участникам обратились директор ИИЯМС кандидат филологических наук Анна Геннадьевна Богданова и координатор по развитию Кенийского института иностранных языков и профессиональных исследований Аннмари Майо.
В своем обращении А.Г. Богданова отметила результативность реализации проекта, инициированного в 2023 году Министерством просвещения РФ, по открытию центров русского языка на Африканском континенте:
«В настоящее время Россия активно наращивает свое присутствие на Африканском континенте. Сотрудничество между Россией и странами Африки в научно-образовательной сфере набирает обороты: увеличивается количество африканских студентов в университетах РФ, в африканских странах растет количество центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, которые были открыты в 2023 году в рамках инициативы Министерства просвещения РФ. Эта инициатива охватила на данный момент уже более 50 стран мира. Стратегической миссией центров открытого образования является поддержка распространения русского языка и укрепление его позиций как языка межнационального общения на мировой арене».
Кроме того, директор ИИЯМС обозначила и ряд проблем, среди них географическая удаленность некоторых африканских регионов от России, что осложняет организацию образовательного процесса; прозападная ориентация ряда африканских стран и превалирование негативного медийного фонда; низкий уровень жизни большинства населения, который формирует пониженный спрос на образовательные услуги; разные информационные каналы продвижения в России и странах Африки.
Представитель Воронежского государственного педагогического университета доктор филологических наук Галина Анатольевна Заварзина рассказала о программах дополнительного образования в Демократической Республике Конго и Республике Конго на базе четырех центров. Сегодня это 12 программ, на которых обучаются более 800 человек. Часть программ этноориентированные, нацеленные на африканскую культуру, другие – российскоцентричные, среди которых и региональные. В качестве примера последней была представлена «Воронеж. Родина. Любовь», обучение на которой позволит иностранным студентам легче пройти социокультурную адаптацию.
Специалисты Шадринского государственного педагогического университета, кандидат культурологии Надежда Юрьевна Ланцевская и кандидат педагогических наук Елена Ивановна Елизова, представили результаты культурологического исследования, посвященного изучению генезиса и развития цивилизации Республики Сейшельские Острова. Также они отметили, что несмотря на отсутствие постановления Правительства Островов на включение русского языка как иностранного в школьное образование, специалистам вуза удалось запустить ряд программ на уровнях дошкольного и начального образования.
Старший преподаватель Самарского государственного социально-педагогического университета Ольга Александровна Царькова рассказала о запуске программы обучения по русскому языку для экскурсоводов в Объединённой республике Танзания. Она отметила, что туризм, а также сфера услуг достаточно развиты в республике и слушатели курсов планируют свою профессиональную деятельность в данных сферах. В реализуемой программе обучаются 200 танзанийцев.
Доктор педагогических наук Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Борис Александрович Крузе поделился результатами деятельности четырех центров в Намибии, Зимбабве, ЮАР, Ботсвана. Основным направлением является формирование интереса к обучению в российских вузах на уровнях бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, среди профилей и педагогическое образование. Сегодня на этих курсах обучаются более 1400 человек. Также интенсивно запускаются программы дополнительного образования детей: биотех, проектирование искусственных нейронных сетей и другие инженерные профили.
Доктор филологических наук Елена Игоревна Бойчук (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского) сообщила о результатах работы центров с университетами-партнерами республик Гана и Кот-д'Ивуар. Это запуск 12 курсов по обучению русскому языку, проведение тестирования на знание русского языка, а также олимпиады по русскому языку и литературе для студентов и школьников. Отдельно спикер остановилась на исследовательской работе, посвященной изучению модели и практической подготовки педагогических кадров в странах Западной Африки.
Кандидат филологических наук Санкт-Петербургского государственного университета Артем Витальевич Давыдов обратил внимание на устаревание лингвокультурологического содержания учебников по русскому языку, а также необходимость разработки учебников на родных языках местных жителей, например, на суахили.
В докладах представителей Томского государственного педагогического университета, курирующего центр в Кении, были рассмотрены эффективные каналы продвижения русского языка и семантика ассоциативных слов, связанных с Россией.
Кандидат филологических наук Назира Адиловна Камарова отметила, что одним из проблемных вопросов в продвижении русского языка на африканском континенте является выбор каналов для информирования и коммуникации. На основании результатов масштабных социологических исследований она представила рейтинг топовых традиционных и цифровых СМИ в Кении, которые можно использовать для информирования о событийных мероприятиях. Выступающая сделала акцент на востребованных среди молодежи (18–35 лет) социальных сетях и мессенджерах, одним из которых является Telegram: его предпочитают более 10 млн кенийских граждан. Именно он может стать каналом как для обучения, так и для знакомства с Россией, образ которой не сформирован в Кении.
В своем выступлении доктор филологических наук Анна Владимировна Курьянович рассказала о результатах ассоциативного эксперимента, проведенного среди слушателей курсов. Она обратила внимание, что ключевые слова-ассоциации наделяются положительными смыслами. Например, Россия – «мощная», «супердержава», «суперсила», русский язык – «могучий», «сильный». Это становится подтверждением, что обучение на курсах формирует положительный образ России и ее культуры в сознании африканцев.
Одним из особенно интересных было выступление преподавателя русского и английского языков Виолы Макуми (Республика Кения). По ее мнению, чтобы интерес к русскому языку и русской культуре был устойчивым, важно, чтобы африканцы понимали область его дальнейшего применения: образование, работа, профессия. Спикер считает, необходимо готовить преподавателей русского языка из местных жителей. Престиж учителя на африканском континенте высокий и, если русскому языку обучает африканец, то это делает престижным освоение русского языка и поднимает статус России. В завершение выступления Виола Макуми обратила внимание на необходимость создавать профессиональные сообщества учителей русского языка в тех африканских странах, где они не сформированы. Это станет методической, профессиональной и человеческой поддержкой тех африканских преподавателей, которые связали свою профессию с русским языком и Россией.
От ТГПУ в обсуждении представленных докладов приняли участие сотрудники ИИЯМС: начальник управления международного сотрудничества (УМС) В.Ю. Зюбанов, эксперт УМС А.В. Агеева, заместитель директора по науке и развитию В.М. Лемская, зав.кафедрой английской филологии и межкультурной коммуникации Д.Ф.Мымрина.