Учитель XXI века — каким он будет?
Андрей Макаренко: взгляд нового ректора ТГПУ на задачи развития педагогического образования
В мае 2018 года президент России Владимир ПУТИН подписал указ, определяющий приоритеты развития России на период до 2024 года. Он включает в себя 17 пунктов, которые имеют целью осуществление «прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека». Помочь в реализации поставленных задач, по мнению правительства, должны национальные проекты, среди которых один из самых значимых и финансово ёмких — «Образование» — альфа и омега любого общества.
Понятна в связи с этим возрастающая роль и ответственность учебных заведений, выпускающих педагогов. Своими мыслями и планами на будущее с редактором «РС» Татьяной НАРАЕВОЙ поделился новый ректор Томского государственного педагогического университета, доктор физико-математических наук Андрей МАКАРЕНКО.
— Андрей Николаевич, во все времена на систему образования возлагалась особая ответственность — ответственность за будущее. А сейчас, с переходом на новый технологический уклад, какие стратегические приоритеты видятся для педагогики XIX века? Как, по Вашему мнению, будет меняться педагогическое образование?
— Да, бесспорно, работа в сфере образования — о дна из са мых ответственных. Педагог входит в число тех людей, которые влияют на человеческую судьбу. Педагогика работает и с настоящим, и, конечно, с будущим,опираясь при этом на лучший опыт и сложившиеся традиции. И именно система образования должна правильно и вовремя реагировать на изменения, происходящие в мире. Нам нужно воспитать человека, способного мгновенно ориентироваться в современном информационном пространстве, общаться с людьми по всему миру, быстро принимать правильные решения. Это выдвигает новые требования к профессионализму педагогов, приводит к необходимости существенного расширения спектров педагогического действия и, как следствие, к созданию новых форматов подготовки учителей. Такие форматы должны быть согласованы с задачами цифровой экономики, интернет-социализации, инклюзии, особенностями нового рынка труда и мира новых профессий.
Важнейшим фактором и механизмом успеха в развитии отечественного образования, конечно же, выступает государственная поддержка. И в этом смысле особую значимость приобретает то, что нацпроект «Образование», стартовавший в 2019 году, — один из самых масштабных государственных проектов, принятых к исполнению на всех уровнях управления образованием в России. Согласно его целям, педагогические кадры должны быть профессионально подготовлены в вузе не только в плане предметной подготовки. Важнейшей компетенцией современного педагога становится его уверенное владение образовательными технологиями, обеспечивающими развитие личностного потенциала каждого ребёнка. При этом сам педагог должен постоянно меняться, развиваться, осваивая новые подходы к образованию и новые методики обучения и воспитания.
Мы объясняем своим студентам, что педагог, в идеале, должен заниматься исследовательской деятельностью. Иначе как ему понять тренды передовых разработок, новых направлений в науке? Я смотрел видеоролик одного из московских вузов, где студента спросили, кого он предпочёл бы в качестве преподавателя: того, кто очень хороший лектор, но не ведёт научную работу, или «среднего» лектора, но прекрасного учёного? И парень тут же уверенно выпалил: «Конечно, учёного! Он понимает, куда движется наука, сможет дать более глубокие знания».
Одной из приоритетных целей высшего педагогического образования становится подготовка такого выпускника, который и через десятки лет будет оставаться эффективным, как бы ни менялось общество. Как это сделать? Президент России Владимир Путин говорит с нами о создании даже не структур, а именно среды, где педагоги могли бы непрерывно совершенствоваться профессионально. Могу уверенно сказать, что для осуществления этой государственной установки ТГПУ имеет всё необходимое: высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, богатейший опыт и традиции в подготовке педагогических кадров, хорошо отлаженные механизмы взаимодействия с учебными заведениями (так называемое школьно-университетское партнёрство), а, главное, значительный потенциал развития.
Одной из приоритетных целей высшего педагогического образования становится подготовка такого выпускника, который и через десятки лет будет оставаться эффективным, как бы ни менялось общество.
— Да, непросто быть учителем в наше время... Однако, в связи с ростом рождаемости в России скоро профессия педагога станет ещё более массовой? Набор в педагогический университет увеличится?
— В последние годы мы видим значительный приток абитуриентов в систему среднего профессионального образования. Если лет десять назад почти все школьники старались «дотянуть» до 11 класса и непременно поступить в вуз, то сегодня стремительно растёт конкурс в техникумы и колледжи, престиж рабочих профессий повышается, и это очень хорошо! Однако интерес к высшему, в частности, педагогическому образованию, у выпускников школ, по-прежнему, сохраняется. Тенденция к увеличению бюджетных мест в учебных заведениях, готовящих педагогов, действительно, наблюдается, хотя фантастического всплеска в плане роста этих цифр мы не ждём. Но, справедливости ради отмечу, что ТГПУ располагает ресурсами для обучения вдвое большего количества студентов по отношению к тому,
что есть сейчас. И особенно хочется сделать акцент на подготовку тех самых предметников, в которых сегодня сильнее всего нуждается регион, — учителей физики, математики, химии, биологии, информатики.
Вместе с тем, хочется отметить, что для педагогического университета, как и прежде, не теряет актуальности подготовка педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, русского языка и литературы, истории и обществознания, учителей физической культуры, изобразительного искусства, музыки, хореографии и других школьных предметов.
Замечу также, что в ТГПУ очень серьёзное внимание уделяется подготовке педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, специалистов по девиантному поведению. Их профессионализм становится крайне важным ресурсом для реализации ценности психологического благополучия и успеха каждого ребёнка, заданной нацпроектом «Образование».
Говоря о новом наборе, приёмной кампании ТГПУ‐2019, напомню нашим абитуриентам, что их ждут образовательные программы всех уровней: бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура.
Особое внимание наш вуз уделяет развитию педагогической магистратуры. Это становящаяся, но, вместе с тем, уверенно развивающаяся образовательная практика. В магистратуру могут поступить как выпускники бакалавриата с намерением продолжить свое образование, так и люди, давно работающие в образовании и имеющие высшее педагогическое или непедагогическое образование.
Магистерская подготовка — прекрасная образовательная возможность повысить свои профессиональные компетенции до качественно нового уровня, получить педагогическую подготовку нового профиля. В ТГПУ успешно реализуется очень широкий перечень магистерских программ, среди которых имеются эксклюзивные, например, «Управление в сфере образования», «Педагогика и психология инклюзивного образования» и другие. Для обучающихся в магистратуре нами выстраивается удобный график учебных занятий с учётом того, что большинство наших магистрантов — это работающие люди. Ресурсность магистратуры в логике ценностей обучения на протяжении всей жизни ещё и в том, что этот этап образования вполне можно рассматривать как подготовку к следующей ступени профессионального развития — аспирантуре. У нас есть успешные кейсы такой образовательной преемственности.
— Как Вы видите перспективы ТГПУ на ближайшие годы?
— Одной из задач национального проекта «Образование» является вхождение российской системы общего образования в ближайшие пять лет в топ‐10 наиболее конкурентоспособных в мире. Это ключевой стратегический ориентир для ТГПУ, связанный с повышением качества и общего, и педагогического образования. Сейчас в нашем вузе начата разработка новой программы стратегического развития университета, в которую в качестве приоритетов войдут направления деятельности, связанные с информационными технологиями, цифровизацией, инклюзией, интернационализацией образования. Предметом особого внимания в содержании новой программы развития ТГПУ является вектор широкого взаимодействия, сотрудничества. Я глубоко разделяю тезис о том, что без взаимодействия нет развития. В связи с этим, для ТГПУ актуализируются задачи укрепления, обновления и расширения его партнёрских отношений с другими образовательными организациями как в России, так и за рубежом. Скажем, к настоящему времени находится в стадии согласования договор с ТГУ и нашего университета о создании совместного НОЦ проблем развития образования, что является очень важным для нас. Предполагается, что работа этой организационной структуры консолидирует усилия специалистов двух вузов для выявления, анализа, научного исследования и тиражирования лучших образовательных практик и технологий региона. Кроме того, в числе своих новых задач мы видим подготовку как отдельных учителей, так и педагогических команд. Строится много новых больших школ, и мы можем сразу укомплектовывать их кадрами. Очень удобно по времени: два года возводится школа, два года проходит обучение в магистратуре. Поступает заявка от департамента образования со списком нужных специалистов, мы формируем группу, готовим учителей. На выходе учебное заведение получает педагогический коллектив, а выпускники — гарантированные рабочие места. Так, сейчас ведём переговоры относительно Светленского лицея, который в обозримой перспективе переедет в новое типовое здание на 1100 мест.
В завершение скажу, что ключевым фактором успеха и развития ТГПУ я вижу именно активное взаимодействие и продуктивный диалог вуза с органами законодательной и исполнительной власти, образовательными организациями, общественным движением, родительским сообществом.