Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

На площадке ТЭФ обсудили проблемы инклюзивной экономики и практики инклюзивного образования

IMG-20211218-WA0002.jpg

16 декабря на онлайн - площадке технолого-экономического факультета проходила работа секции "Практики инклюзивного образования", в рамках программных мероприятий XI всероссийской с международным участием научно-практической конференции «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ», организованной ТГПУ совместно с Департаментом профессионального образования Томской области.
Модератором секции выступала Лойко Ольга Тимофеевна, д-р философ. наук, профессор, профессор отделения социально-гуманитарных наук школы базовой инженерной подготовки Национального исследовательского Томского политехнического университета, профессор кафедры экономической теории ТГПУ.
К работе секции подключились более 190 человек Томска, Северска, С-Петербурга, Минска (Республика Беларусь). Было обсуждено 12 докладов, спикерами которых выступили: научные работники вузов, педагоги, методисты и руководители профессиональных образовательных организаций, учителя школ, работающие в сфере инклюзивного образования, представители работодателей.
Началом обсуждения повестки секции послужил коллективный доклад Шабанова Льва Викторовича, профессора кафедры общей и прикладной психологии (Санкт-Петербургский ордена Г.К. Жукова военный институт Национальной гвардии России, г. Санкт-Петербург ), Марихина Сергея Васильевича, профессора кафедры психологии развития и образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург) и Чванкина Вадима Аркадьевича, доцента кафедры криминалистических экспертиз следственно-экспертного факультета учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел (г. Минск Республика Беларусь). В ходе доклада, исследователи обосновали тезис о том, что понятие "инклюзивная экономика" в мировой повестке образования 2030 является новой социальной парадигмой, в следствии чего, отметили значимость формирования профессиональной идентичности студентов в зависимости от их способностей и коммуникативно-личностных качеств.
Формированием первичных профессиональных способностей должна стать общеобразовательная школа, акцентировали в докладе на тему «Доброшкола - территория, где зарождаются профессии обучающихся с ОВЗ" учителя технологии МБОУ ООШ № 39 г.Томск Кудинова Елена Владимировна, Трегубов Руслан Владимирович и преподаватель кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна ТГПУ, Самолюк Надежда Геннадьевна. Спикеры поделились опытом работы успешной реализации, на протяжении ряда лет, профориентационного проекта с «особыми» детьми, на площадке МБОУ ООШ № 39 г.Томск.
"Именно трудовое обучение, ведущее к первичному освоению профессией, составляет основу становления успешной личности" - убеждена Кудинова Елена Владимировна.
Спецификой доклада Берсенева Максима Валерьевича, доцента кафедры истории и социальной работы Томского университета систем управления и радиоэлектроники, являлось сравнение практик инклюзивного образования в университетах Томска - ТГПУ и ТУСУРА. Основные идеи, высказанные доцентом Берсеневым М.В., вызвали научный интерес у спикеров секции и желание присоединиться к совместным исследованиям с целью обмена результатами сравнительного изучения вузовских практик региона, России и мира, в рамках инклюзивного образования.
Слободская Ольга Сергеевна, советник заместителя Мэра Города Томска по социальной политике, магистрант ТГПУ, в своем выступлении, отметила особую роль тьюторского сопровождения студента, особенно в моменте его адаптации к профессиональной практической деятельности в условиях инклюзивной экономики.
Особый интерес вызвала плеяда докладов представителей Томского техникума социальных технологий - базовой региональной площадки инклюзивного профессионального образования, которые традиционно являются активными спикерами профильных научных конференций ТГПУ. Костюк Ксения Богдановна, заместитель директора по воспитательной работе, в своем докладе говорила о роли службы психолого-педагогического сопровождения в развитии инклюзивного профессионального образования. Фоминых Инна Алексеевна, заместитель директора по учебно-методической работе, актуализировала роль наставничества как эффективного инструмента подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования.
Инновационная мысль о роли наставничества, была высказана Каричевой Региной Викторовной (преподаватель техникума), - "в процессе адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования наиболее успешно наставничество реализуется в том случае, когда обучающийся и обучаемый являются личностями, имеющими опыт преодоления трудных жизненных ситуаций".
Масловская Ирина Валерьевна, мастер производственного обучения, в своем докладе сделала акцент на то, что студенты, с особенностями развития имеют проблемы с включением в активную социальную деятельность. По ее убеждению, использование методики активного обучения при обучении лиц с интеллектуальными нарушениями, наиболее полно реализует поставленную проблему.
"Современный образовательный процесс невозможен без использования электронных учебных пособий как интерактивного средства для саморазвития профессиональных компетенций ", - убедительно доказала в своем выступлении Подгорбунских Татьяна Михайловна, мастер производственного обучения техникума социальных технологий.
В свою очередь, Половков Дмитрий Иванович, преподаватель истории техникума социальных технологий, поделился успешным опытом преподавания истории с использованием рабочих тетрадей, специально разработанных для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
О частных методиках обучения английскому языку, студентов с нарушением слуха, рассказала Балабан Елена Георгиевна, преподаватель иностранного языка техникума социальных технологий.
Оригинальную технологию обучения при реализации персонализированного подхода в инклюзивном образовании, посредством визуализации текста на уроках литературы, русского языка и биологии представили учителя МАОУ гимназии № 18 Чиркова Светлана Евгеньевна и Безрукова Ирина Андреевна,
В завершении работы секции Василий Николаевич Куровский, профессор кафедры социальной педагогики ТГПУ, с целью мультипликации лучшего опыта, высказал следующие предложения: рассмотреть спикерам, возможность совместного участия в проектировании вариативного модуля «Инклюзивная экономика» в рамках магистерских программ педагогической направленности; наладить механизмы взаимного сотрудничества для обобщения опыта научных исследований по изучению результативных российских и мировых практик инклюзивного многоуровневого образования; создать рабочую группу по разработке рекомендаций информативно-организационного сопровождения открытых мастер-классов по трансляции лучших практик инклюзивного образования, в рамках профильных научно-практических событий вузов и колледжей.

 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER