Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Студенты-дизайнеры ТЭФ посетили мастер-класс «Использование 3D-редакторов в разработке объектов интерьера»

Не возможно себе представить, разработку интерьеров в настоящее время без современных инструментов, предназначенных для этого. Время деньги! Заказчики стали более придирчивы, особенно если дело касается качества визуализации будущего интерьера. Сейчас дизайнеру не достаточно владеть карандашом и красками, нужно уметь рисовать на компьютере и работать на графическом планшете, владеть программами для трёхмерного моделирования, которые позволяют увидеть будущий продукт ещё до его создания, сократить расходы на производство и уменьшить риски в процессе разработки интерьера. Требуются специалисты, способные разработать дизайн высокого качества в короткие сроки.

Для разработки дизайна интерьера на выбор есть множество программ, например Photoshop, в нём можно рисовать эскизы и обрабатывать фотографии, также можно попробовать Krita, Paint Tool SAI, выбор делается, исходя из задачи, которую нужно выполнить. Но совсем про карандаш не стоит забывать, в работе будет полезно сделать небольшие быстрые эскизы, план помещения и ракурсы камеры. Можно успешно сочетать традиционное, цифровое рисование и трехмерное моделирование.

Для работы с дизайном интерьера в трехмерном пространстве можно использовать множество программ для полигонального моделирования, популярными являются 3D Max, MAYA, Cinema4d, MODO, Blender. 3D Max, наверное, является лидером в этой области, зачастую по причине большого количества уроков по этой программа в сети интернет и большого количества моделей на 3D-стоках и в свободном доступе. На мастер - классе преподаватель ТГПУ Волков Иван Алексеевич сделал выбор в пользу программы Blender и её использование в разработке дизайна интерьера.

Иван Алексеевич рассказал: «Трехмерное моделирование позволяет дизайнеру вносить правки в дизайн быстрее, чем при разработке дизайна в двухмерном пространстве на бумаге или компьютере».

Он привел в пример следующую ситуацию, дизайнер разрабатывает дизайн дивана. В соответствии с техническим заданием он выполняет сбор референсов, анализирует их, разрабатывает несколько вариантов на бумаге.  Заказчик выбирает один, затем дизайнер выполняет построение и визуализацию объекта. Заказчик видит результат и просит внести изменение в конструкцию, поменять форму, размер или цвет. В этом случае дизайнеру придется перерисовывать изображение с учетом правок, на это потребуется большое количество времени. А время в процессе производства продукта очень важно, как говорится «время – деньги». Трехмерное моделирование позволяет дизайнеру внести изменение в проект довольно быстро, достаточно запустить трехмерный редактор, открыть сохраненный проект и отредактировать все, что необходимо, а затем запустить визуализацию изображения получив фотореалистичный результат.

Почему именно программа Blender, спросите вы?

«Blender, программа, которую любой желающий может скачать бесплатно и попробовать применить в своей творческой деятельности, программа постоянно улучшается, добавляется новый функционал. Я думаю, для студентов в образовательных учреждениях - это идеальный вариант. Студент может освоить инструменты без больших трат на свое обучение, а после освоения пересесть на новую программу, так как программы похожи по функционалу. Главное не инструменты, а идеи и базовые навыки владения композицией, формой, цветом которые совершенствуются годами, программу же можно выучить намного быстрее», - говорит Иван Алексеевич.

На мастер-классе участники узнали что, фотореалистичное изображение во много достигается благодаря PBR материалам и настройкам света. PBR расшифровывается как Physically Based Rendering — физически корректная визуализация. То есть, рендеринг (визуализация) материалов происходит с учётом законов физики. Основное преимущество материалов с этой технологией в том, что их можно использовать в программах для рендеринга, в игровых и неигровых движках. Результат визуализации можно показать заказчику через 30 минут, здесь все зависит от мощности компьютера. Программа Blender обладает движком EEVEE, который позволяет визуализировать изображение в реальном времени, а не ждать минуты или часы пока изображение визуализируется. Также можно передвигаться по сцене с помощью ходьбы во время визуализации изображения, что позволяет почувствовать масштаб сцены. Можно выполнить анимацию объекта или отдельных частей для передачи движения. 

Зачастую заказчик не обладает художественными навыками и трехмерным видением, его могут не впечатлить двухмерные эскизы. В том случае, если дизайнер не обладает достаточным мастерством в изображении объемных форм, материалов и текстур, у него могут возникнуть трудности в коммуникации с заказчиком. В основном заказчик хочет видеть проект фотореалистичного качества, так как от этого зависит то, сколько денег и времени понадобится на его выполнение. Ещё одно преимущество трехмерного моделирования в том, что оно позволяет лучше чувствовать форму объекта во время его создания. Проектирование и разработка сложных элементов и мелкой детализации также упрощается. В двухмерной среде необходимо рисовать элементы вручную, а если в конструкции объекта будет присутствовать множество повторяющихся элементов, их все нужно будет рисовать по отдельности. Трехмерное моделирование позволяет просто скопировать элемент или воспользоваться модификатором Array, который позволит создать множество копий с различными параметрами.

На мастер-классе участники попробовали себя в роли дизайнера интерьера. Задачей, поставленной перед ними стало использовать трехмерное моделирование в разработке дизайна интерьера. Этот процесс представлял себе следующие этапы:

  1. Обсуждение идеи и технического задания с заказчиком. Заказчик предоставляет техническое задание, дизайнер в свою очередь задает вопросы и набрасывает небольшие эскизы и записывает всю информацию и нюансы будущего проекта. Участникам было дано техническое задание на разработку небольшой кухни с окном в стиле «контемпорари» от организатора мастер-класса.
  2. Создается мудборд (mood board) – выполняется поиск и сбор изображений, подходящих по настроению проекта. Его можно собирать в программе Photoshop или Pureref. Поиск фотографий удобно осуществлять в социальной сети и фотохостинге Pinterest. В этом приложение очень много готовых тематических коллекций, что упрощает поиск. Также приложение позволяет создавать свою виртуальную доску и наполнять её изображениями, а затем отправить заказчику. Мудборд отражает идею, настроение будущего проекта, композицию, эстетику, стиль и цвет, все детали и нюансы, которые заказчик должен согласовать с заказчиком и удостоверится в том, что проект идет в правильном направлении.
  3. Выполняется сбор референсов для создания дизайна, разработки отдельных частей, композиции и цветовой палитры. Референс (англ. reference — справка, сноска) — вспомогательное изображение: рисунок или фотография, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали, получить дополнительную информацию. Поиск референсов можно проводить как в интернете, так и фотографировать самому. Собирать их можно в отдельный файл в программе Adobe Photoshop. Или в специальной программе для сбора и организации референсов Puref.
  4. Разрабатываются эскизы, на этом этапе хорошим решение будет использовать трехмерное моделирование. Сначала выполнить быстрые эскизы на бумаге. Затем, используя трехмерное моделирование, создать болванки из простых примитивов, кубов, цилиндров, сфер и их модификаций, так же можно использовать трехмерное скульптурирование для создание сложных форм. Здесь трехмерное моделирование позволяет упростить задачу построения объектов в перспективе, так как рабочий процесс происходит в трехмерном пространстве. Программа Blender позволяет выставить перспективный или ортогональный вид из камеры, если это требуется. Затем поверх болванок в двухмерном редакторе, например в программе Photoshop можно добавить дополнительные детали, используя графический планшет. Выполненные эскизы согласовываются с заказчиком.
  5. На основе согласованных эскизов участники выполнили финальную модель при помощи инструментов полигонального моделирования в программе Blender. В завершении работы настраивается камера и движок рендеринга EVE или Cycles, в котором и визуализируется изображение.
  6. Затем полученное с помощью рендеринга (визуализации) изображение дорабатывается на компьютере. Если требуется постобработка, её можно выполнить в программе Photoshop, настроив яркость, контрастность и цвет изображения. Можно добавить части фотографий или текстур, например, для создания пыли или паутины поверх визуализированного изображения, если нужно добиться ещё большой фотореалистичности.

Одна из участников, Раскошная Ирина, студентка ТЭФ ТГПУ поделились своим впечатлениями от мероприятия: «Использование трехмерного моделирования в процессе разработки дизайна интерьера дает ряд преимуществ, таких как: создание дизайна и визуализация фотореалистичного изображения интерьера, короткие сроки, и возможность редактировать результат на любом этапе создания дизайна. Можно сделать трехмерную заготовку будущей композиции в программе, а затем использовать её в рисовании без необходимости строить объекты в перспективе. Трехмерное моделирование дает мощные инструменты в руки дизайнера и художника для реализации идей».

Одну из работ Ирины, выполненную с помощью программы Blender и цифрового рисования на планшете вы можете видеть внизу.

мк-2.jpgм-к3.jpg

Можно сделать вывод, что не стоит ограждаться от прогресса и говорить, что компьютер и программы уменьшают и препятствуют развитию творческого потенциала, это лишь инструмент, такой же как карандаш, все зависит от того, кто и как им владеет!

 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER