Выдержать серьезное испытание педагогам помогли профессионализм и мобильность, желание и способность овладевать новыми знаниями и технологиями, помощь профильных министерств и институтов развития. Буквально за считанные месяцы роль учителя в современной системе образования многократно выросла. А вместе с этим значительно увеличилась и его ответственность за достижение амбициозных целевых показателей, прописанных в национальном проекте.

Выдержать нагрузку. В период пандемии существенно увеличилась нагрузка на педагогов, многие были вынуждены жертвовать личным временем, чтобы освоить премудрости дистанта.

«Наши учителя находились на связи в режиме 24/7. Консультировать после проведения дистанционных уроков приходилось не только учеников, в первое время возникало много вопросов и у родителей, — вспоминает директор СОШ с. Миловка Уфимского района Башкортостана Александр Кирилов. — А вот педагоги нашей школы достаточно спокойно и квалифицированно перешли на новый формат. Дистанционные курсы для преподавателей, организованные министерством образования республики, помогли нам эффективно организовать занятия. Также мы использовали внутренние резервы, наши учителя-новаторы делились опытом работы в дистанте.

Современные реалии ставят перед учителями новые задачи и серьезные вызовы. Справиться с ними в состоянии те специалисты, которые остаются энтузиастами своего дела, готовыми не только учить, но и учиться, видят и используют дополнительные возможности для обучения подрастающего «цифрового поколения», уверена директор СОШ № 69 г. Екатеринбурга Татьяна Субботина. «Большинство учителей нашей школы приняли вызовы и смогли быстро и эффективно внедрить непривычные методики ведения занятий, работы с классом и проверки знаний учеников, — сказала она. — Во многом это зависело от готовности наших педагогов, которые непрерывно повышают свою квалификацию и занимаются самообразованием. Интересно, что в период пандемии наставниками преподавателей со стажем стали молодые специалисты, которые помогли им адаптироваться к современным условиям и быстро получить цифровые навыки».

По словам директора СШ № 43 г. Нижневартовска Илоны Морозовой, массовый переход на дистанционное обучение хотя и стал неожиданностью, нельзя сказать, что учителя оказались совсем не готовы к такому формату. «На протяжении последних лет мы активно осваивали новые информационные технологии, образовательные сервисы. Но одно дело — организовать работу из школы, где тебе всегда помогут и подскажут коллеги, совсем другое — организовать свое рабочее пространство каждому учителю дома. Конечно, возникли и весьма серьезные проблемы. Например, недостаточный уровень ИКТ-компетентности педагогов и отсутствие опыта проведения уроков в режиме онлайн. К тому же появилось такое количество образовательных платформ, что у родителей и  учеников возникла паника: что, когда и где смотреть. Было принято решение ограничить круг ресурсов, создав четкую систему их использования».

Выводы, сделанные в период пандемии учителями-практиками, однозначны: рассматривать онлайн-обучение в качестве основного нельзя. В первую очередь это пагубно сказывается на социализации детей и качестве их успеваемости. «Даже те учащиеся, которые не любили ходить в школу и иногда прогуливали, настолько устали от домашнего обучения, что клятвенно обещали делать уроки и хорошо себя вести, лишь бы им только разрешили вернуться в класс, — отмечает педагог начальных классов Болгарской санаторной школы-интерната (Татарстан) Венера Базырова. — Детям необходим социум, ведь только в обществе ровесников они могут научиться общаться, дружить, делать выбор и принимать решения. Именно те качества личности, которые вырабатываются у ребенка при общении со сверстниками, играют важную роль в его человеческом и профессиональном росте».

Нельзя забывать и о профессиональном росте педагогов. «Да, развиваются информационные технологии, появляется современный образовательный контент. Казалось бы, бери и пользуйся. Но проведя несколько часов за компьютером, учитель чувствует себя опустошенным. Пропадает мотивация на творчество, научно-исследовательскую работу», — констатирует Александр Кирилов.