Состоялась стратегическая сессия в онлайн-формате, на которой эксперты ТГПУ выслушали финальные проектные инициативы по актуализации и совершенствованию региональной системы образования от представителей органов местного самоуправления в сфере образования Томской и Херсонской областей.
Команда Томской области представила доработанную проектную инициативу «Региональный сегмент единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в условиях реализации национального проекта «Образование» в Томской области». Целью проекта разработчики выделили создание модели межведомственного взаимодействия субъектов регионального сегмента ЕФС для повышения качества образования в Томской области.
В качестве эффективных решений взаимодействия таких субъектов был приведен пример реализации кластерного подхода в регионе.
«В регионе есть примеры успешной практики сетевого взаимодействия и социального партнерства организаций общего, профессионального и высшего образования, организаций реального сектора экономики и бизнес-структур, общественных некоммерческих организаций, например, реализация межведомственного регионального проекта «От Точек роста образовательных организаций до мастерских профессиональных образовательных организаций региона» на основе сетевого взаимодействия организаций общего и профессионального образования и предприятий реального сектора экономики, реализация плана мероприятий региональных консультативно-методических (ресурсных) центров, оказывающих консультативную и методическую помощь по вопросам инклюзивного образования», – отметили проектировщики.
Одной из ключевых задач проекта стало создание системы ранней профориентации и формирования интереса к инженерно-техническому образованию, которое является основой технологического и экономического развития Томской области. Разработчики проекта выделили региональные отраслевые дефициты: разрыв между педагогическими и инженерно-техническими компетенциями педагогов и высокотехнологичным инфраструктурным оснащением образовательных организаций; нормативные разрывы между изменениями в системе образования и требованиями профессиональных стандартов; различие материально-технической оснащенности образовательных организаций (в системе ОО, СПО, ВО); сущности НПО в системе ОО функционируют в отрыве от сущностей СПО, ТГПУ; отсутствие механизмов, регулирующих совместное использование МТБ, ПО, кадровых и других ресурсов организаций различной ведомственной подчиненности; низкая включенность реального сектора экономики в инновационные образовательные процессы.
Создание организационно-управленческой модели ЕФС, объединяющей региональные органы исполнительной власти, муниципальные органы управления образованием, Большой университет Томска и другие научно-методические центры, позволит создать «бесшовную» систему непрерывного повышение профессионального мастерства педагогов.
«Был учтен весь серьезный и обширный опыт взаимодействия различных структур и образовательных субъектов, учитывались уникальные особенности нашего региона: направления кластерной экономики и задачи консорциума Большого университета. Представленный проект решает актуальные задачи ЕФС Томской области», – отметила директор Института развития педагогического образования ТГПУ, кандидат педагогических наук Наталия Альбертовна Семенова.
Команда Херсонской области презентовала проект «Научно-методический кластер профессионального развития педагогов и управленческих кадров Херсонской области», исполнителями которого стали Херсонский государственный педагогический университет и ГБОУ Херсонской области «Херсонская академия непрерывного образования». В 2023 году Херсонская область начала активную интеграцию в образовательное пространство РФ в условиях введения обновленных ФГОС и Профессионального стандарта педагога. В связи с этим стало актуальным создание в образовательном пространстве региона научно-методического кластера профессионального развития педагогов и управленческих кадров.
Разработчики проекта планируют создать условия для успешной деятельности каждого педагога и его включенности в инновационную деятельность через освоение современных образовательных технологий и реализацию индивидуальных программ личного непрерывного профессионального роста. В рамках проекта уже разработаны и утверждены Положение об организации кластера и кластерной политики в сфере образования региона, Положение об экспертном совете научно-методического кластера (НМК). В разработке находятся методические рекомендации работы в секторах НМК, дополнительные профессиональные программы повышения квалификации с учетом профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций.
«Мы очень рады участию этого региона в создании Единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Их результат, несомненно, пополнит объединение опыта и ресурсов образовательных организаций России и новых территорий в составе России в современной модернизации образования. НМК будет способствовать укреплению партнерских отношений на разных уровнях кластера, постоянному обновлению и актуализации контента, вовлеченности всех категорий педагогических работников и управленческих кадров образования Херсонской области, – говорит эксперт, доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ Елена Николаевна Михайлова. – Выбранный механизм кластеризации является, на наш взгляд, оптимальным в этом проекте. Он позволит определить наиболее сильных и заинтересованных субъектов сферы образования и установить взаимосвязи между ними. В качестве рекомендации экспертов Херсонской области была высказана идея расширения организационного периода проекта, так как в связи с переходом в российскую систему образования педагогической общественности необходимо адаптироваться к новому содержанию образования и новой нормативной документации».
В ноябре команды представят свои проектные инициативы экспертному жюри в Москве.