Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Дефектология: междисциплинарный подход и работа с детьми разных нозологических групп

Обсуждение в рамках Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Актуальные тенденции взаимодействия дефектологической науки и практики на современном этапе развития образования», которая проходит на базе ФПСО ТГПУ 24-25 февраля, в первый день было организовано для специалистов из России и стран ближнего зарубежья в разрезе двух тем: «Междисциплинарный подход в работе дефектолога» и «Логопедическая работа с детьми разных нозологических групп».

Приветственным словом открыла работу организатор конференции, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой дефектологии ФПСО Мёдова Наталия Анатольевна:

«Современные изменения в области образования и науки открывают новые пути и возможности для увеличения вклада высшей школы в становление дефектологического и инклюзивного образования. На основе анализа изменившихся реальностей развития российского общества важно, чтобы дефектологическая наука, продвигая инклюзивный формат образования, опиралась на положительный опыт психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Как отметила Наталия Анатольевна, сейчас необходимо возродить утраченные приемы работы с детьми разной нозологии, найти адекватные, отвечающие потребностям общества решения проблем развития, коррекции и обучения лиц с ОВЗ. Особое внимание следует уделять интеграции междисциплинарных достижений, активизации инновационной деятельности.

На заседании секции «Междисциплинарный подход в работе дефектолога» первой с докладом выступила Эльгарт Елена Александровна, специалист Кузбасского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности». В своем сообщении «Формирование синтаксического строя у школьников с тяжелыми нарушениями речи» спикер представила исследование развития синтаксических компетенций на уровне предложений у учащихся 5-6 классов с формой общего недоразвития речи, проводимое через анализ синтаксических конструкций в устной и письменной речи, что, по мнению эксперта, поможет разработать систему коррекционно-логопедической работы.

Фомина Оксана Вячеславовна, ст. преподаватель педагогического факультета ГрГУ им. Я. Купалы, выступила перед коллегами с докладом «Междисциплинарный подход в формировании способов измерения времени у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью». Учитель-дефектолог МБОУ «СОШ №5 им. А.О. Марачкова» Радькова Надежда Владимировна осветила этапы коррекционной работы по смешанной дисграфии у младших школьников с применением нейропсихологических технологий. Специалист выделяет три этапа коррекции: стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма; формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов; развитие смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции.

Вайвод Нина Иосифовна, педагог-психолог МАДОУ №77, кинезиолог, телесный терапевт, выступила с докладом «Кинезиологические приемы в работе с детьми с нарушениями речи». Специалист подчеркнула, что стрессовые состояния негативно сказываются на работе мозга ребенка, это приводит к нарушению равновесия триады здоровья. Руководитель территориальной психолого-медико-педагогической комиссии в г. Северск Ежова Вероника Анатольевна представила свое исследование «Речемыслительные аспекты в развитии и личностном формировании ребенка»:

«Основной целью работы по развитию речи и обучению родному языку детей является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Самопознание растущего человека в культурно-историческом аспекте развития личности показывает ему не только окружающий мир, но и его самого. Речь ребенка, как одно из важнейших жизненных приобретений, проходит через определенные, знаковые временные промежутки и сензитивные периоды развития».

Магистрант ТГПУ Федорова Ирина Романовна обсудила с коллегами специфику обучения иностранному языку школьников с задержкой психического развития. О командном методе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи рассказала Маликова Марина Викторовна, учитель-логопед МБДОУ детский сад «Рыбка». В работу по формировании графомоторных навыков у детей с ДЦП в обязательном порядке включаются игровые методы и приемы формирования произвольности моторных навыков. Акутина Анастасия Александровна, магистрант ТГПУ, подняла вопрос о современных методах обследования фонематических процессов у дошкольников, а ее коллега Куклина Елена Валерьевна выступила перед слушателями с докладом «Креативное письмо в коррекции дисграфии». Лаврентьева Марина Геннадьевна, учитель-логопед МАДОУ №11, говорила об использовании элементов нейропсихологической коррекции при автоматизации звуков в словах. Студенты 4 курса ФПСО ТГПУ Кагадий Алина Александровна и Моторина Елена Сергеевна поделились интересными разработками по использованию сказок в коррекционной работе с заиканием у детей, а также в развитии осознанного чтения у младших школьников.

На секции «Логопедическая работа с детьми разных нозологических групп» акцент был сделан на разнообразии методик по работе с детьми с различными речевыми нарушениями.

Акопян Наталия Ивановна, доцент педагогического факультета ГрГУ им. Я. Купалы, выступила с докладом «Эмоциональная безопасность учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью». Коррекционно-педагогическая работа по формированию эмоциональной безопасности проводится, например, в рамках проекта программного содержания коррекционных занятий «Развитие эмоционально-волевой сферы» с помощью учебного наглядного пособия «Моя эмоциональная безопасность», а также электронного учебно-методического комплекса «Моя эмоциональная безопасность».

Учитель-логопед ГУО «Средняя школа №33 г. Гродно» Вежель Кристина Александровна в своем выступлении перед слушателями подняла вопрос о сформированности грамматических категорий прилагательного у учащихся с задержкой психического развития в пятом классе. Гончар Татьяна Сергеевна, учитель-логопед Речевого центра «Логопед Плюс», представила исследование по теме «Активизация речи у детей с расстройствами аутистического спектра с применением подхода DIR Floortime».

Трайт Любовь Викторовна, олигофренопедагог «Кабинета психолого-педагогической коррекции №3», магистрант ТГПУ, рассказала о применении кейс-технологий в работе педагога-логопеда с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях кабинетов психолого-педагогической коррекции. На сегодняшний день одним из актуальных вопросов современного образования является социальная адаптация, сенсорная интеграция и социализация детей с особыми образовательными потребностями. В современном обществе наблюдается тенденция роста числа детей с нарушениями речи различной этиологии. Вектор развития и обучения детей с различными нарушениями речи направлен на проведения целенаправленной, систематической, комплексной работы специалистов по коррекции имеющихся речевых патологий.

Шпанагель Мария Александровна, учитель-логопед КГБОУ «Ачинская школа №3», представила уникальную технологию использования тетради-тренажера как средства формирования самоконтроля над произношением у глухих школьников. Специалист использует тетрадь-тренажер на индивидуальных занятиях при работе с учениками, выборочно на фонетических или речевых зарядках во внеурочное время, в качестве домашних заданий для закрепления произносительных навыков. Как отметила педагог, формирование навыков самоконтроля над произношением повышает качество устной речи учащихся, способствует более эффективному осуществлению процесса коммуникации.

Богомолова Ирина Сергеевна, учитель-логопед МАОУСОШ №19, осветила особенности организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися с задержкой психического развития». Учитель-логопед Центра развития ребенка «Академия Малыш» Позднякова Светлана Александровна представила доклад «Причины трудности автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией»:

«Исследователи стертой дизартрии всегда указывают на то, что именно неврологическая симптоматика является основной причиной коррекционной работы, поэтому здесь необходимо комплексное воздействие: и привлечение врача-невролога, и дефектолога, и логопеда, и, самое важное, родителей. Логопедическая работа заключается в нормализации вербации мышц речевого аппарата, выработке правильного речевого дыхания, развитие мелкой моторики и связной речи. Однако, если ребенок занимается с учителем-логопедом без внешнего контроля, проблема может остаться за пределами кабинета специалиста», – отметила Светлана Александровна.

Гордеева Екатерина Алексеевна, старший преподаватель кафедры дефектологии ТГПУ, Казакевич Ольга Алексеевна, старший воспитатель МАДОУ №99, Гордеева Наталья Михайловна, учитель-логопед МАДОУ, в своем выступлении рассказали об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ с использованием элементов цифровой образовательной среды.

Бузовская Ирина Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ №22, представила опыт использования логопедических игр и упражнений для формирования пространственных представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Симагаева Ангелина Евгеньевна, магистрант ФПСО ТГПУ, рассуждала о современных методах и подходах по формированию социально-коммуникативной компетентности в работе с детьми с кохлеарным имплантом.

В первый день научно-практической конференции специалисты-дефектологи обсудили актуальные проблемы работы с детьми с нарушениями речи, а также поделились друг с другом современными технологиями, используемыми в профилактике и коррекции. Работа конференции продолжится по программе в рамках двух секций: «Практическая дефектология» и «Позитивное родительство в развитии детей с особыми образовательными потребностями».

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER