Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • «Школа Минпроса» в «полигонной» модели вуза: доклад ректора ТГПУ на VIII Байкальском образовательном форуме

«Школа Минпроса» в «полигонной» модели вуза: доклад ректора ТГПУ на VIII Байкальском образовательном форуме

В столице Республики Бурятия г. Улан-Удэ состоялся VIII Байкальский образовательный форум «Единое образовательное пространство России: целевые ориентиры и ключевые вызовы». В рамках форума прошла стратегическая сессия «Потенциал педвузов страны: подготовка кадров для «Школы Минпросвещения России». В мероприятии приняли участие руководители и педагогические работники организаций – члены АРПО: педагогических и классических вузов страны, педагогических колледжей, институтов развития образования, также руководители органов управления образованием, директора школ, учителя, классные руководители Республики Бурятия. Модератором выступил ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, который в рамках сессии представил доклад «Школа Минпроса в «полигонной» модели педагогического университета».  

В докладе А.Н. Макаренко обозначил решающую роль образования как драйвера экономического роста страны. Он отметил, что качество подготовки будущего педагога напрямую влияет на качество национального образования, что в свою очередь определяет формирование и развитие человеческого капитала в современных условиях, где образование – ключевой фактор наряду с такими, как политическое и социально-экономическое развитие страны, демографический потенциал, здравоохранение и др.

В современном образовании существует ряд проблем, которые стагнацируют развитие национальной системы образования. Среди них недостаточность содержательной и технологической согласованности (разрозненность) общего и высшего педагогического образования;  недостаточность уровня практико-ориентированности в подготовке учителей и других работников системы образования в педагогическом вузе при существующих формах взаимодействия вуза со школами; потребность в  использовании максимально эффективных механизмов закрепления адаптации педагогов в профессии; недостаточный уровень вовлеченности профессорско-преподавательского состава (ППС) педагогических вузов в реальную образовательную практику разных уровней образования. Решение вышеуказанных проблем возможно через создание «полигонной» модели педагогического университета. Сама идея «полигонной» модели в определенной степени не является новой для системы российского образования. Форматы/варианты, приближенные к «полигонной», реализуются в разных образовательных сферах: юриспруденция, экономика. Наиболее ярко она представлена в медицине как «университетские клиники». В подготовке будущих педагогов также есть практика запуска такой модели: опыт Нижегородского государственного педагогического университета как «клиническая практика».  

Осмысление существующих «клинических практик» университетов в национальном образовании и понимание важности перезапуска таких практик определили выработку концепции «полигонной» модели педагогического вуза. Суть ее в интеграции в систему педагогического университета различных образовательных институций: детский сад – школа - колледж/техникум – учреждение дополнительного образования детей и взрослых – учреждение дополнительного профессионального образования. Такая «полигонная» модель педагогического вуза обеспечит единство образовательного пространства и неразрывность уровней образования в подготовке педагогических кадров, позволит устранить «разрыв» между системой довузовского образования и педагогическим вузом. Чтобы запустить такую модель необходимо решить следующее: пересмотреть существующую нормативную (правовую, финансовую) базу взаимодействия вуза с образовательными учреждениями и разработать алгоритмы включения школы (сада, учреждений СПО, дополнительного образования) в структуру педагогического вуза.

Эффективность «полигонной» модели педагогического университета была продемонстрирована А.Н. Макаренко на примере интеграции школы в вуз. Включение школьной институции позволит для любого педагогического вуза решить ряд актуальных задач.  Во-первых, наличие собственной школы позволит обеспечить гибкую систему формирования штата, где ППС могут быть учителями школы, а педагоги школы работать со студентами. Это даст возможность университету оптимизировать финансовые и кадровые вопросы. Во-вторых, важным результатом интеграции школьных учителей в вуз, а вузовских преподавателей в школу станет качественно новая подготовка будущих учителей – «у парты», предполагающая неразрывную связь теоретической и практической подготовки обучающихся. В-третьих, школа в структуре педагогического университета должна работать в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», так как в нем реализовано приоритетное направление современной стратегии развития российского образования: формирование единого образовательного пространства, а целью концепции проекта «Школа Минпросвещения России» является системное описание ключевых характеристик и параметров эталонной модели школы, обеспечивающих оптимальные  качественные условия обучения и воспитания каждого школьника в современных социально-экономических и геополитических реалиях.  Выпускники педагогического вуза, пройдя обучение в «полигонной» модели педагогического университета, в структуре которого есть школа по проекту Минпроса, смогут эффективно работать в любой школе страны.

В качестве пилотной площадки, где может быть апробирован проект включения школы в структуру педагогического вуза, как один из элементов «полигонной модели» может стать ТГПУ.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER