Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

План Года педагога и наставника: Институт развития педагогического образования

В гостях у редакции – директор Института развития педагогического образования ТГПУ Наталия Альбертовна Семенова, которая поделилась планами коллектива на Год педагога и наставника.

Год педагога и наставника особо значим для Института развития педагогического образования. Это связано с направленностью Института, в фокусе которого педагогика и педагогические науки, педагогическое образование.

«За прошедший год сделано очень много, – говорит Н.А. Семенова. – Так, Междисциплинарный центр педагогических технологий развития человеческого потенциала под руководством советника при ректорате Л.Г. Смышляевой работал не только над научными исследованиями, но и был активно включен в большие проекты. Среди них разработка и реализация программ в рамках национального проекта «Демография», совместная работа с Департаментом труда, с Сибирским медицинским государственным университетом, Томским государственным университетом».

В новом году НОМЦ нацелен на дальнейшее развитие сетевого взаимодействия ТГПУ со значимыми партнерами, планируется продолжение междисциплинарных научных исследований в области андрогогических практик региона. Предполагается работа не только в рамках уже имеющихся проектов, но и разработка новых, среди которых, например, партнерский проект с ООО Газпром трансгаз Томск.

«Парком инновационных образовательных практик ИРПО под руководством Л.В. Куровской реализовано большое количество научных и практико-ориентированных мероприятий различного уровня, выполнено три проекта в рамках госзадания, есть победы в грантах РНФ и совместные проекты с Высшей школой экономики, МПГУ; создана сеть экспериментальных площадок», – рассказывает директор ИРПО.

В Год педагога и наставника коллектив Парка настроен на успешное развитие эффективных направлений, а также реализацию новых планов. Совместно с Научно-методическим центром сопровождения педагогических работников планируется продолжить работу с созданной сетью экспериментальных и стажировочных площадок. Педагоги-практики готовы проводить образовательные мероприятия для студентов ТГПУ: мастер-классы, тренинги, погружения. Важными эффектами такой работы Наталия Альбертовна отмечает обогащение педагогического образования, установление тесных связей психолого-педагогических дисциплин и интересных уникальных практик в регионе. В графике работы также – участие сотрудников Института в крупных и статусных педагогических мероприятиях (форумы ЮФУ, КФУ, МПГУ и др.), реализация своих научных событий.

Так, в феврале состоится научное мероприятие, направленное на обсуждение вопросов инклюзивного образования (ФПСО и ИРПО). В апреле 2023 года будет организован апрельский форум ТГПУ, посвященный теме года. Событие является преемником прежней конференции и будет включать не только студенческие секции, но и работу в ключе педагогического образования, различные форматы во взаимодействии с партнерскими образовательными организациями. Также в рамках форума запланирована конференция, посвященная Концепции эмоционального образования.   

Новым  мероприятием, организаторами которого выступят представители трех структурных подразделений (Научно-методический центр сопровождения педагогических работников, Парк инновационных образовательных практик и Центр поддержки семьи), станет конференция о проблемах семейного воспитания, взаимодействия педагога и современной семьи, новых возможностях и форматах такого взаимодействия. Научное событие будет проводиться впервые и запланировано на конец мая.

В декабре пройдет конференция, посвященная проектной и исследовательской деятельности, которая стала уже традиционной и реализуется совместно с ИДиА.

Все три конференции связаны с деятельностью Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, созданного в ТГПУ на конкурсной основе в 2021 году. Мероприятия объединяют важные направления деятельности вуза: научное (представление результатов исследований), образовательное (включение в работу студентов), коммуникационное (работа с образовательными учреждениями). 

На регулярной основе продолжит свою работу Школа молодого ученого, деятельность которой организует Научно-исследовательская лаборатория качества научно-педагогических исследований под руководством О.Р. Нерадовской. Лабораторией в этом году уже был реализован курс «Статистический анализ педагогических исследований», который планируется транслировать на более широкую аудиторию. Специалисты структуры предполагают ряд научно-методологических семинаров, к участию в них будут приглашаться не только работники Центра, кафедры и лабораторий, но и молодые ученые, студенты и заинтересованные в педагогических исследованиях сотрудники.

В 2022 году трансформацию пережила кафедра педагогики и психологии образования, которая сегодня является кафедрой педагогики и управления образованием, выпускающей не только аспирантов, но и магистрантов, обучающихся по программе «Управление в сфере образования». Осенью структура реализовала «Неделю творческой педагогики» – мероприятие, направленное на развитие интереса к психолого-педагогическим наукам, популяризацию педагогики, раскрытие новых сторон педагогического образования. Инициатива дала возможность студентам посмотреть на педагогику с разных позиций, увидеть свой потенциал в педагогической деятельности.

«Есть намерение сделать такую неделю ежегодной традицией, – говорит Н.А. Семенова. – Разрабатывается еще один замысел, связанный с ознакомлением студентов с образовательным ландшафтом региона. Проект пока дорабатывается, но можно сказать, что он направлен на знакомство студентов ТГПУ с многообразием образовательных учреждений региона и интересными практиками, реализуемыми в них. Это даст возможность определиться со своей образовательной траектории и со своими интересами в области педагогики».

В планах, связанных с образовательной деятельностью, – работа с новыми магистерскими программами. ИРПО совместно со всеми институтами и факультетами ТГПУ уже работал над образовательными программами двух новых магистерских направлений: «Методические системы в предметном обучении» и «Воспитательная, методическая, проектная деятельность в образовании».

«Это будет новый опыт, потому что данные крупные программы объединяют в себе различные модули как предметно направленные, так и междисциплинарные, – делится Наталия Альбертовна. – Предполагаются интересные перспективы по разработке нового содержания и новых форм работы в рамках этих магистерских программ».

Центром поддержки семьи ТГПУ в этом году будет реализовано 70.000 услуг – это консультационная психолого-педагогическая и методическая поддержка родителей. Задумана разработка и апробация новых интересных форм работы с родителями, в том числе мастер-классы и тренинги с выдачей сертификата об обучении.

Кроме того, перед Институтом стоит задача разработки проекта включения студентов в работу Технопарка и Кванториума для практического применения психолого-педагогических знаний. В 2023 году в здании НБ откроется класс демонстрационного экзамена. Как считает Н.А. Семенова, это тоже своеобразный вызов – необходимо разработать и апробировать форматы работы в этом пространстве, – с которым коллектив Института и университета в целом обязательно справится.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER