Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Форум «Педагогика XXI века» ТГПУ: актуальные проблемы сельской школы

Состоялось заключительное мероприятие Международного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» ТГПУ – секция «Профессиональная деятельность учителя сельской школы: историко-педагогические основания и современное научное знание». В событии приняли участие специалисты ТГПУ и ТГУ, а также управленцы образовательных организаций Москвы, Томска, Томской и Херсонской областей.

Открыла мероприятие доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и управления образованием ИРПО Елена Евгеньевна Сартакова. В своем выступлении она отметила актуальность рассматриваемых в программе секции вопросов, связанных с профессиональной деятельность сельского учителя. В докладе «Кадровое обеспечение инновационных практик в сельских школах Сибири» спикер привела результаты социологических исследований, демонстрирующих сокращение количества сельских школ, основной причиной которого является отток жителей. По мнению Е.Е. Сартаковой, несмотря на сложности разного характера: высокая нагрузка учителя, необходимость вести несколько предметов в разновозрастных классах, текучка кадров ниже, чем в городских школах. Но сохраняется проблема, которая есть в российском общем образовании, – старение кадров.

Актуальным, по мнению спикера, является формирование направлений инновационной деятельности сельских школ.  

САРТАКОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА круг«Областями инновационной деятельности сельских школ Сибири в 2021-2203 гг. стали формирование современных моделей сельских школ, в том числе и создание их образовательных экосистем. Важный момент – проектирование и реализация образовательных программ различного типа, куда должны войти программы дополнительного и инклюзивного образования. Необходимо также развивать с учетом современных форматов воспитательную деятельность, внедрять цифровизацию: использовать различные программы, приложения и другие цифровые ресурсы для электронного обучения, элементы геймификации».

Помимо докладов, связанных с представлением опыта образовательной деятельности в сельских школах, была дана попытка рассмотреть феномен сельской школы и сельского учителя в рамках гносеологического подхода.

Гульнафист Алтаевна Окушова, кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций факультета психологии ТГУ:

Окушова round

«Гносеологический подход в изучении феномена сельской школы и сельского учителя позволит сформировать релевантное содержание профессиональной подготовки кадров в условиях постиндустриального цифрового информационно-коммуникативного мира».



По мнению выступающей, сельская школа – сложноорганизованная образовательная система, способная к самоорганизации и саморегуляции в постиндустриальных условиях (с превалирующим развитием информационных технологий и сферы услуг, автоматизации промышленности и т.д.). Основными ее чертами являются глокальность, социокультурная миссия, руральность (сельскость, сельский образ жизни, способность адаптироваться к локальной культуре конкретного сельского социума, сохранять преемственность).

На секции были представлены доклады, в которых рассматривались актуальные проблемы профессиональной деятельности сельского учителя: роль педагога в формировании современной воспитательной среды сельской школы; проблема организации профессионального развития сельского учительства средствами федеральных проектов (на примере проекта «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением»), развитие инклюзивной компетентности педагога современной сельской общеобразовательной организации и др.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER