Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Центр поддержки семьи ТГПУ провел открытые мастер-классы для родителей и педагогов

Специалисты Центра поддержки семьи (ЦПС) ТГПУ провели открытые образовательные мастер-классы, нацеленные на разбор актуальных вопросов развития, воспитания и обучения детей, а также выстраивания доверительных отношений в семье.

Целью мастер-классов стало повышение уровня психолого-педагогических компетенций родителей в вопросах современного семейного воспитания детей. Серию открыла методист ЦПС, директор ИРПО Наталия Альбертовна Семёнова

Семёнова круг

 

«Сегодня на нашем семинаре присутствуют не только родители, но и педагоги, которым не менее важно понимать, как правильно взаимодействовать как с ребенком, так и с родителями. Полученные сегодня знания помогут вам понять, как выстроить правильную коммуникацию с родителями и сделать так, чтобы их дети росли в здоровой атмосфере».

 

Наталия Альбертовна выступила с МК «Как и зачем помогать ребенку в исследовательской и проектной деятельности?». Спикер отметила, что с самого рождения ребенок открывает для себя новый, еще неизведанный для него мир с позиции исследователя, и задача мотивировать его на проявление интереса к жизни ложится на родителей.

Слушатели разобрали различия исследовательской и проектной деятельности, где первая являет собой желание к получению новых знаний, информации, экспериментированию, наблюдению, а вторая – к планированию, развитию творчества, созданию собственного продукта. 

При этом в каждом возрасте задачи вовлечения ребенка в исследование и проекты разные. Так, в детском саду необходима поддержка активности и инициативы. В начальной школе главным является формирование исследовательских и проектных умений. А в средней школе сформированные навыки нужно применять на практике на уровне какого-либо учебного предмета. 

«Проектная и исследовательская деятельности нужны для того, чтобы по мере взросления ребенок мог четко ставить цели и задачи, уметь выстраивать логические цепочки, оценивать свои потребности в той или иной деятельности, уметь выбирать нужные для нахождения информации ресурсы и поэтапно достигать поставленных целей», – говорит Н.А. Семёнова.

Чтобы научить ребенка исследовать и проектировать, родитель не должен противостоять интересам ребенка, проявлять излишнюю опеку и давление, недооценивать или переоценивать старания. Лучшей стратегией является восприятие исследовательской и проектной деятельности как части обучения, необходимой для формирования важных жизненных умений. Необходимо давать ребенку возможность самостоятельно справляться с работой, оказывая лишь небольшое участие и сопровождение, а также связывать эти деятельности с профориентацией.

Следующую встречу с участниками «Как стать успешным родителем» провела руководитель Центра поддержки семьи ТГПУ Евгения Владимировна Дергачёва

Дергачева

 

«Цель успешных родителей – это счастье от бытия родителями и счастье ребенка от бытия ребенком, – начала спикер. – Когда родитель воспитывает свободную, думающую личность, то успех воспитания будет состоять не в беспрекословном послушании, а в споре, выражении индивидуальности, творчестве, самостоятельности и в дальнейшем в осознанном выборе жизненного пути. Важно ценить ребенка, как личность».

Специалист отметила, что успешность ребенка заключается в успехе родителя, так как глядя на него, ребенок с детства перенимает и формирует свой взгляд на жизнь. Родителю необходимо постоянно саморазвиваться, быть заинтересованным, открытым, стремиться к новому и получать радость от жизни.

Для успешного родительства важно быть с ребенком на одной волне, слышать его желания и вызывать доверие. Для этого не стоит критиковать ребенка в присутствии посторонних людей, обращать внимание на его плохие привычки, важно ценить как хорошие, так и плохие поступки, стараясь объяснить, как можно иначе поступить в данной ситуации. Не давить своим авторитетом, а открыто обсуждать проблемные моменты, своевременно отвечать на любые вопросы ребенка доступным языком и не сравнивать свои детские годы с нынешним временем. 

Чтобы укрепить теплые отношения на долгие годы, взрослый должен уметь брать ответственность за своих детей, уметь интересоваться ими, а не только их успехами, не делать замечания в грубой форме за любые оплошности. Стоит научить ребенка осознавать ценность ошибок, хвалить за его деятельность, а не за то, что он «самый лучший», верить и оставаться на стороне своих детей до конца.

Доцент ИДиА Галия Хамитовна Вахитова рассказала о том, как оптимизировать эмоциональное благополучие ребенка через развитие его творческих способностей: 

Вахитова Галия Хамитовна круг

 

«Взрослый человек должен понимать, что его творчество кардинально отличается от творчества ребенка. Когда взрослый создает продукт, он делает что-то совершенно новое, чего в мире еще нет. А вот ребенок создает продукт, который является новым именно для него. Создавая что-либо, ребенок развивается как личность, как член общества. В данном случае важен не результат, а сам процесс заинтересованности ребенка».

Эмоциональное благополучие спикер определила как компонент психологического здоровья ребенка, отвечающий за чувство уверенности, защищенности и комфорта. Именно от этого зависит успешность его взаимодействия с окружающими и социального развития. 

Для развития творческих способностей ребенку требуется: 

  • психологическая комфортность, заключающаяся в творческом взаимодействии взрослого и ребенка и поддержании творческого интереса и уверенности ребенка в своих силах;
  • развивающее обучение;
  • системность в подаче образовательного материала;
  • комплексно-тематическое планирование;
  • сотрудничество на основе уважения ребенка к себе, сверстникам и взрослым;
  • гуманность.

Завершая мастер-класс, Галия Хамитовна продемонстрировала, какими способами можно развить в ребенке тягу к творчеству, фантазию и словарный запас (собирание кубиков, рисование крупами, создание фигур из бус и подручных материалов, театрализация и др.).  

Закрывающей стала встреча «Роль родителей в активизации речи детей младшего дошкольного возраста», которую провела зав. кафедрой дефектологии ФПСО Наталия Анатольевна Мёдова

Medova
«Зачастую, когда ребенок вместо того, чтобы говорить полноценные слова, издает лишь звуки, родитель начинает его учить, как правильно говорить, не задумываясь о том, что ребенок не сопоставляет действия со словами. Однако у каждого человека свой путь в появлении речевой функции. Сначала, чтобы что-то сказать, ребенок должен понять, чего он хочет, этот образ должен сложиться в его мышлении, после чего он сможет правильно и понятно изъяснять свои мысли вслух».

Научить ребенка понимать поможет выполнение одних и тех же базовых действий. Например, можно использовать устное слово совместно с табличкой действия: покорми, положи, посади и т.д. Далее перейти на отработку действий с любимой игрушкой и подкрепить картинкой: покажи на картинке. Завершающим этапом станет драматизация в доступной форме «покажи», где ребенок, основываясь на уже имеющихся знаниях, начинает понимать, как называется и как выглядит предмет или действие. Такой метод позволит ребенку проявлять фантазию, закрепить в уме изученные слова, понять их смысл и начать называть вещи своими именами. 

Семинар завершился сбором обратной связи и обсуждением возможностей, предоставляемых Центром поддержки семьи ТГПУ родителям и детям.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER