Центр поддержки семьи ТГПУ провел открытые мастер-классы для родителей и педагогов
Специалисты Центра поддержки семьи (ЦПС) ТГПУ провели открытые образовательные мастер-классы, нацеленные на разбор актуальных вопросов развития, воспитания и обучения детей, а также выстраивания доверительных отношений в семье.
Целью мастер-классов стало повышение уровня психолого-педагогических компетенций родителей в вопросах современного семейного воспитания детей. Серию открыла методист ЦПС, директор ИРПО Наталия Альбертовна Семёнова:
«Сегодня на нашем семинаре присутствуют не только родители, но и педагоги, которым не менее важно понимать, как правильно взаимодействовать как с ребенком, так и с родителями. Полученные сегодня знания помогут вам понять, как выстроить правильную коммуникацию с родителями и сделать так, чтобы их дети росли в здоровой атмосфере».
Наталия Альбертовна выступила с МК «Как и зачем помогать ребенку в исследовательской и проектной деятельности?». Спикер отметила, что с самого рождения ребенок открывает для себя новый, еще неизведанный для него мир с позиции исследователя, и задача мотивировать его на проявление интереса к жизни ложится на родителей.
Слушатели разобрали различия исследовательской и проектной деятельности, где первая являет собой желание к получению новых знаний, информации, экспериментированию, наблюдению, а вторая – к планированию, развитию творчества, созданию собственного продукта.
При этом в каждом возрасте задачи вовлечения ребенка в исследование и проекты разные. Так, в детском саду необходима поддержка активности и инициативы. В начальной школе главным является формирование исследовательских и проектных умений. А в средней школе сформированные навыки нужно применять на практике на уровне какого-либо учебного предмета.
«Проектная и исследовательская деятельности нужны для того, чтобы по мере взросления ребенок мог четко ставить цели и задачи, уметь выстраивать логические цепочки, оценивать свои потребности в той или иной деятельности, уметь выбирать нужные для нахождения информации ресурсы и поэтапно достигать поставленных целей», – говорит Н.А. Семёнова.
Чтобы научить ребенка исследовать и проектировать, родитель не должен противостоять интересам ребенка, проявлять излишнюю опеку и давление, недооценивать или переоценивать старания. Лучшей стратегией является восприятие исследовательской и проектной деятельности как части обучения, необходимой для формирования важных жизненных умений. Необходимо давать ребенку возможность самостоятельно справляться с работой, оказывая лишь небольшое участие и сопровождение, а также связывать эти деятельности с профориентацией.
Следующую встречу с участниками «Как стать успешным родителем» провела руководитель Центра поддержки семьи ТГПУ Евгения Владимировна Дергачёва.
«Цель успешных родителей – это счастье от бытия родителями и счастье ребенка от бытия ребенком, – начала спикер. – Когда родитель воспитывает свободную, думающую личность, то успех воспитания будет состоять не в беспрекословном послушании, а в споре, выражении индивидуальности, творчестве, самостоятельности и в дальнейшем в осознанном выборе жизненного пути. Важно ценить ребенка, как личность».
Специалист отметила, что успешность ребенка заключается в успехе родителя, так как глядя на него, ребенок с детства перенимает и формирует свой взгляд на жизнь. Родителю необходимо постоянно саморазвиваться, быть заинтересованным, открытым, стремиться к новому и получать радость от жизни.
Для успешного родительства важно быть с ребенком на одной волне, слышать его желания и вызывать доверие. Для этого не стоит критиковать ребенка в присутствии посторонних людей, обращать внимание на его плохие привычки, важно ценить как хорошие, так и плохие поступки, стараясь объяснить, как можно иначе поступить в данной ситуации. Не давить своим авторитетом, а открыто обсуждать проблемные моменты, своевременно отвечать на любые вопросы ребенка доступным языком и не сравнивать свои детские годы с нынешним временем.
Чтобы укрепить теплые отношения на долгие годы, взрослый должен уметь брать ответственность за своих детей, уметь интересоваться ими, а не только их успехами, не делать замечания в грубой форме за любые оплошности. Стоит научить ребенка осознавать ценность ошибок, хвалить за его деятельность, а не за то, что он «самый лучший», верить и оставаться на стороне своих детей до конца.
Доцент ИДиА Галия Хамитовна Вахитова рассказала о том, как оптимизировать эмоциональное благополучие ребенка через развитие его творческих способностей:
«Взрослый человек должен понимать, что его творчество кардинально отличается от творчества ребенка. Когда взрослый создает продукт, он делает что-то совершенно новое, чего в мире еще нет. А вот ребенок создает продукт, который является новым именно для него. Создавая что-либо, ребенок развивается как личность, как член общества. В данном случае важен не результат, а сам процесс заинтересованности ребенка».
Эмоциональное благополучие спикер определила как компонент психологического здоровья ребенка, отвечающий за чувство уверенности, защищенности и комфорта. Именно от этого зависит успешность его взаимодействия с окружающими и социального развития.
Для развития творческих способностей ребенку требуется:
- психологическая комфортность, заключающаяся в творческом взаимодействии взрослого и ребенка и поддержании творческого интереса и уверенности ребенка в своих силах;
- развивающее обучение;
- системность в подаче образовательного материала;
- комплексно-тематическое планирование;
- сотрудничество на основе уважения ребенка к себе, сверстникам и взрослым;
- гуманность.
Завершая мастер-класс, Галия Хамитовна продемонстрировала, какими способами можно развить в ребенке тягу к творчеству, фантазию и словарный запас (собирание кубиков, рисование крупами, создание фигур из бус и подручных материалов, театрализация и др.).
Закрывающей стала встреча «Роль родителей в активизации речи детей младшего дошкольного возраста», которую провела зав. кафедрой дефектологии ФПСО Наталия Анатольевна Мёдова:
«Зачастую, когда ребенок вместо того, чтобы говорить полноценные слова, издает лишь звуки, родитель начинает его учить, как правильно говорить, не задумываясь о том, что ребенок не сопоставляет действия со словами. Однако у каждого человека свой путь в появлении речевой функции. Сначала, чтобы что-то сказать, ребенок должен понять, чего он хочет, этот образ должен сложиться в его мышлении, после чего он сможет правильно и понятно изъяснять свои мысли вслух».
Научить ребенка понимать поможет выполнение одних и тех же базовых действий. Например, можно использовать устное слово совместно с табличкой действия: покорми, положи, посади и т.д. Далее перейти на отработку действий с любимой игрушкой и подкрепить картинкой: покажи на картинке. Завершающим этапом станет драматизация в доступной форме «покажи», где ребенок, основываясь на уже имеющихся знаниях, начинает понимать, как называется и как выглядит предмет или действие. Такой метод позволит ребенку проявлять фантазию, закрепить в уме изученные слова, понять их смысл и начать называть вещи своими именами.
Семинар завершился сбором обратной связи и обсуждением возможностей, предоставляемых Центром поддержки семьи ТГПУ родителям и детям.