Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Педагогическое ядро, свобода выбора вузов и индивидуально-образовательная траектория студентов: экспертное мнение ТГПУ о технологическом и образовательном суверенитете

Педагогическое ядро, свобода выбора вузов и индивидуально-образовательная траектория студентов: экспертное мнение ТГПУ о технологическом и образовательном суверенитете

В течение трех дней, 16–18 ноября, в Томске проходил второй форум «Преобразование образования». Основной темой события стало обсуждение управленческих стратегий и экспериментальных практик формирования новых контуров российской системы высшего образования. В форуме приняли участие министр науки и высшего образования В.Н. Фальков, ректоры и проректоры – участники пилотного проекта трансформации высшего профессионального образования, эксперты и студенты томских вузов. Представители ТГПУ также стали участниками события и организаторами собственных площадок.

Первый день открылся выступлением министра, который обозначил основные тематические направления трехдневной работы форума: обеспечение технологического лидерства страны через создание актуальных образовательных программ с учетом рынка и фундаментальной науки, разработка технологий не только в системе инженерного образования, но и в социогуманитарной, куда относится и педагогическая наука, подготовка высококвалифицированных кадров для современного рынка труда и под перспективные запросы, а также формирование национальной идентичности студенческой молодежи через воспитательные программы.

В контексте заявленных министром направлений проходили круглые столы, инициированные ТГПУ, на которых рассматривались как педагогические методы, подходы, роль искусственного интеллекта в образовании, так и вопрос трансформации высшего педагогического образования в контексте задач технологического и образовательного суверенитета.

О педагогическом ядре

В 2021 году был утвержден единый дизайн программ высшего педагогического образования с педагогическим ядром, в разработке которого участвовали и эксперты ТГПУ. Педагогическое ядро составляет 79% от общего объема содержания программы и включает в себя семь модулей. Первые четыре отвечают за универсальные и общепрофессиональные компетенции: социально-гуманитарный, коммуникативно-цифровой, здоровьесберегающий и модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности. Три следующих – за профессиональные компетенции: психолого-педагогический, предметно-методический и модуль воспитательной деятельности. Основная цель проекта педагогического ядра – «обеспечить единые подходы к содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога и условиям ее реализации в любом вузе страны».  

Семёнова круг«Разработка ядра педагогического образования – это большая инициатива Министерства просвещения. Были созданы рабочие группы, куда входили представители разных университетов, в том числе ТГПУ. В результате с учетом всех мнений было разработано педагогическое ядро с модульной организацией. Оно позволяет выдержать единое содержание в высшем педагогическом образовании», – обозначила основную цель проекта обновления высшего педагогического образования директор ИРПО Наталия Альбертовна Семенова.   

В 2022 году во всех педагогических вузах был осуществлен набор на новую образовательную программу. На сегодня уже есть год опыта и определенное понимание цели и задач проекта, чему отчасти был посвящен круглый стол «Трансформация высшего педагогического образования: актуальные процессы и результаты».

Если о свободе выбора педуниверситетов

Действительно, формат педагогического ядра, создавая возможности унификации, упрощения переводов студентов из одного вуза в другой, оставляет не так много возможностей для образовательной вариации педагогическим вузам. Тем не менее определенные шаги в этом направлении делаются.

В докладе проректора по учебно-методической работе, начальника Учебно-методического управления Московского педагогического государственного университета Екатерины Александровны Балабаевой был представлен проект преобразования практической подготовки будущих педагогов. Основная идея – постепенное формирование педагогических компетенций у студентов, связанных с их будущей профессиональной деятельностью, в рамках практик. На этапе 1 и 2 курсов запускается педагогическое волонтерство, которое в большей степени связано с проведением и сопровождением событий. На 3–4 курсах (учебная и производственная практика) – вожатство, а на 5 курсе (производственная практика) – наставничество. Представленный подход в определенной степени делает реализацию практики концептуально системной и с возможностью оценить эффективность ее прохождения на каждом этапе и в целом.  Кроме того, спикер обратила внимание, что в реализации программ практик – инициативные технологии, которые позволят студентам формировать собственные образовательные маршруты.

Об актуальности индивидуально-образовательной траектории студентов в рамках педагогического ядра

Ключевым на форуме был вопрос об актуализации у студентов активности в выборе индивидуальной образовательной траектории, возможности проб и ошибок в конструировании своих образовательных запросов. Важными акцентами в разработке дизайна педагогического ядра стали обновление содержания в аспекте отражения современных тенденций развития образования, функциональная грамотность, персонализация образования и др.

Проблеме персонализации образования был посвящен доклад д.пед.н., профессора кафедры физики и методики обучения физике ФМФ ТГПУ Михаила Александровича Червонного «Модели развития профессионально-педагогической инициативности студентов в университетских практиках». На основании проведенного масштабного исследования было выявлено, что в части российских педагогических вузах и казахстанских отсутствует система поддержки педагогических инициатив. В этих случаях «преподаватели сопровождают инициативы студентов вне вузов, а студенты самостоятельно ищут варианты педагогических инициатив за пределами университета». В связи с этим актуальной становится при проектировании программ с учетом ядра возможность внедрения системы поддержки и развития педагогических инициатив. 

Червонный«В соответствии с методологией инициативного развития будущих учителей и учетом ядра педагогического образования необходимо предложить учебные программы актуального образовательного проектирования, выходящие за пределы учебного плана. Такая модель педагогического вуза способна выращивать современного учителя, необходимого школе, – проводника социальных, гуманитарных и технических инициатив молодежи, привносить новые идеи в практику, обеспечивая в итоге педагогический суверенитет страны», – считает эксперт ТГПУ.

В качестве примера была приведена отработанная Центром дополнительного физико-математического и естественно-научного образования система привлечения студентов.

Картинка«За последние восемь лет нашим межфакультетским научно-педагогическим коллективом ТГПУ реализованы две Федеральные инновационные площадки по направлениям дополнительного образования детей и педагогическому образованию. Создана экосистема профессиональной практики студентов-педагогов на базе Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования, действующего при вузе. С 2011 года 726 студентов прошли профессиональные пробы, реализовано 877 образовательных инициатив студентов. 151 студент разработал и реализовал в качестве преподавателя общеразвивающие образовательные программы на базе Центра в каникулярное и учебное время. В рамках гранта Российского научного фонда разрабатывается теория профессионально-педагогической подготовки учителя».

Результатом научно-исследовательской и практической деятельности коллектива станет разработка и апробация процесса подготовки будущего учителя на основе развития его профессионально-педагогических инициатив. Это в свою очередь делает в будущем логичным и необходимым рассмотрение педагогическим и экспертным сообществом ТГПУ разработанной модели: как и в каких дисциплинах должны быть «зашиты» педагогические инициативы студентов и преподавателей, определит ли это практико-ориентированность и сделает ли конкурентоспособными программы высшего педагогического образования, а также как повлияет на технологический и образовательный суверенитет в целом.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER