Уважаемые участники IV Всероссийской научно-практической конференции «Организация проектной и исследовательской деятельности: проектная и исследовательская культура педагога и обучающихся»!
Сертификаты и материалы конференции вы можете посмотреть и скачать по ссылкам:
21–22 декабря состоится десятый Международный Конкурс инноваций в образовании (КИвО) — федеральный проект Института образования НИУ ВШЭ.
Томский государственный педагогический университет примет участие в конференции «Катализатор инноваций в образовании».
В рамках панельной дискуссии «Экосистемы поддержки и развития образовательных инноваций: механизмы, дефициты и точки роста» заведующий Научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ИРПО Андрей Петрович Глухов презентует совместное исследование НИУ ВШЭ и ТГПУ региональных экосистем развития инноваций.
16–17 декабря состоялось открытие площадки ТГПУ на Международной выставке-форуме «Россия». Программу составили мастер-классы, лекции и постановочные поединки арт-фехтования от педагогов и студентов вуза.
Так, разработчики авторской концепции «Мягкая среда» провели ряд мастер-классов с использованием текстильных арт-техник, с помощью которых можно формировать доверительные отношения между взрослым и ребенком. Мероприятия были организованы научным сотрудником НИ лаборатории раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды» ИДиА, сотрудником Центра поддержки семьи, арт-терапевтом Т.Д. Фицнер.
Одним из зрелищных событий Дней ТГПУ на выставке стала демонстрация артпедагогики в формате арт-фехтования. Мастер-класс с элементами поединка провела студентка ИИЯМС Анна Егорова, занимающаяся под руководством кандидата педагогических наук, доцента ИРПО В.В. Лобанова. При проведении мастер-класса использовался иллюстративный материал из антикварных пособий по фехтованию XVI –XX веков, видеоряд с постановочными поединками, исполненными участниками экспериментальной площадки на различных сценах, в том числе в Мариинском театре (г. Санкт-Петербург). Все желающие могли попробовать воспроизвести с оружием в руках разнообразные приемы, сохранившиеся благодаря их визуализации старинными художниками. На мастер-классе был реализован и наглядно продемонстрирован потенциал взаимосвязи педагогики, искусства и спорта.
15 – 16 декабря прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности: проектная и исследовательская культура педагога и обучающихся».
Организаторы мероприятий: ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», структурные подразделения - Институт развития педагогического образования и Научно-методический центр сопровождения педагогических работников.
Открыла конференцию Елена Александровна Полева, проректор по научной работе ТГПУ: «Тема конференции очень актуальна. Для педагога иметь не только проектную культуру, но и проектное мышление – это очень важно! Без этого не формируется проектная культура наших обучающихся. Поэтому без связки «проектная культура педагога – проектная культура обучающегося» не может быть проектной культуры вообще. Многозадачность, которая предполагается проектной деятельностью – умение видеть результат, цель, умение понимать, какие ресурсы нужны для достижения этой цели, умение планировать, умение выстраивать коммуникации в рамках проекта, исследовательская составляющая проекта – это база, это основа для системы образования».
С приветственным словом выступил Алексей Сергеевич Обухов, кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, г. Москва: «В современном мире педагог уже не транслятор знаний, а проектировщик педагогических действий. Я считаю, что данная тема очень актуальна в наше время, так как современные дети должны владеть проектной и исследовательской культурой, но возникает вопрос, где осваивать эту культуру. На помощь должен прийти педагог, который сам является носителем данной практики».
Первый доклад на тему «Технологии обучения школьников и студентов в парадигме STEAM-образования» представил Михаил Александрович Червонный, доктор педагогических наук, профессор ТГПУ. «Steam-образование отражает совершенно новый уклад современной науки и, мне кажется, что это очень важно понимать педагогу всех уровней образования, чтобы реализовать правильные подходы и применять те технологии, которые конвергируют современные технологии с различными науками», - прокомментировал докладчик.
Завершила пленарное заседание директор Института развития педагогического образования ТГПУ Наталия Альбертовна Семенова с докладом «Исследовательская и проектная культура педагога и обучающихся»: «Проектно-исследовательская деятельность - неотъемлемая часть в образовании. Исследовательская и проектная культура развивается постепенно, молодые педагоги пока частично осознают данную часть своей проф. деятельности. Встает вопрос, как мотивировать будущих педагогов и как правильно поддерживать их инициативу».
Далее работа продолжилась в рамках различных секций и мастер-классов, на которых свой опыт представили эксперты из Томска и Томской области, Москвы, Республики Хакасия, Красноярска и Красноярского края, Краснодара и Краснодарского края. Открывая работу секций, Наталия Альбертовна Семенова отметила, что «… второй год у нас в рамках конференции формируется новая традиция: проводить мастер-классы. Если первый день посвящён описанию интересных практик, то во второй день мастер-классы позволяют в эти практики погрузиться. Это уникальная возможность как для педагогов-практиков, так и для студентов, возможность обогащения своего опыта в творческой позитивной атмосфере».
1 декабря 2023 года в рамках Недели творческой педагогики кафедры педагогики и управления образованием ТГПУ состоялся конкурс коротких историй «PROпедагогов». Это конкурс об образовании и профессии педагога, о педагогических буднях и династиях, в прозе и стихах, с юмором и небольшой грустью.
На конкурс были представлены короткие истории, основанные на реальных событиях из жизни участников, имеющие глубокий смысл, помогающие переосмыслить значимость педагогической профессии. Участниками выступили представители высшего, общего и дошкольного образования: Томского государственного педагогического колледжа, Томского государственного педагогического университета, общеобразовательных и дошкольных организаций г. Томска и Томской области. Основными критериями оценивания выступлений стали понимание тенденций развития образования, авторство содержания, оригинальность сюжета, глубина и нестандартность суждений и др.
Победные и призовые места распределились следующим образом:
Диплом I степени – Смирнова София Алексеевна, воспитатель детского сада № 133 г. Томска. История «Дневник воспитателя». Диплом II степени – Серякова Надежда Викторовна, магистрант ТГПУ. История «На смену декабрям приходят январи...». Диплом III степени – Созинова Снежана Олеговна, воспитатель детского сада № 133 г. Томска. История «Становление Человека-педагога». Чайковская Анастасия Ивановна, магистрант ТГПУ стала победителем зрительского голосования в номинации «Лидер общественного мнения». История «С добром в сердцах!».
«Развитие конкурсного движения – сегодня одна из приоритетных задач сферы образования. Участие в профессиональных конкурсах – это целенаправленный выход из зоны комфорта для профессионального развития в максимально сжатые сроки, опережения времени и возможностей. Конкурс «PROпедагогов» – миниатюра педагогической профессии, возможность рассказать о своих мыслях и чувствах, переживаниях и радости, трудностях и решениях», - считает Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования, инициатор и организатор Конкурса.
Участники конкурса выразили надежду на его ежегодное проведение и развитие в рамках конкурсного движения сферы образования региона!
29 ноября 2023 года состоялась пресс-конференция «Секреты профессионалов» с призерами и победителями профессиональных конкурсов сферы образования, которая продолжила серию мероприятий Недели творческой педагогики кафедры педагогики и управления образованием ТГПУ. Встреча прошла для студентов Томского Педагогического Университета в дружественных стенах научной библиотеки им. А. М. Волкова ТГПУ.
Пресс-конференция стала одним из уникальных событий, когда на одной площадке собрались призеры и победителей сразу нескольких профессиональных конкурсов. Ключевыми спикерами пресс-конференции выступили следующие представители Томской области: Базюк Кирилл Сергеевич, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физической культуры МАОУ СОШ № 43, финалист, победитель специальной номинации «За профессионализм, творческий подход и ежедневный вклад в развитие российского образования» Всероссийского конкурса «Учитель года России-2023». Пельс Ольга Николаевна, педагог-психолог МАДОУ Детский сад № 13, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2023». Королёва Оксана Васильевна, директор МБОУ «СОШ № 78», Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, призер регионального конкурса «Лидер образовательной организации» 2020 года. Науменко Анна Дмитриевна, заместитель директора Томского коммунально-строительного техникума, призер Всероссийского конкурса «Мастер года» 2022 г., призер Всероссийского конкурса инновационных образовательных технологий «Лучший молодой преподаватель 20.23».
Пресс-конференция послужила уникальной возможностью из первых уст узнать ответы на вопросы, которые волнуют многих: - Как стать настоящим профессионалом в сфере образования? - Как добиться выдающихся результатов и успеха в профессии? - Изменилась ли жизнь финалистов и победителей профессиональных конкурсов после участия в конкурсе? Вопросы участников касались личных и профессиональных секретов в достижении победы в конкурсах, дружбы между учителем и учеником, возможных советов молодым педагогам и многих других тем.
«Участвуя в конкурсе, я думал только об уроке, о том, что я скажу, с какой улыбкой я зайду, что я первое скажу детям, чем попытаюсь их увлечь. Меня не интересовал итоговый результат», - пояснил Кирилл Базюк, один из спикеров пресс-конференции.
«Многое зависит от того, с какой целью мы идем на конкурс. Если с формальной – занять 1, 2 или 3 место, то возможны разочарование и неудовлетворенность участием. Если истинная цель – преодоление себя, движение вперед, сознательный выход из зоны комфорта для того, чтобы стать лучшим в профессии, тогда победа будет всегда с нами, а победное или призовое место – приятным дополнением к результату», - отметила Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования, модератор и инициатор пресс-конференции.
«Сегодня мы познакомились с людьми, которые самостоятельны в своей деятельности. Но при этом у них есть одно важное качество – желание изменить мир. Желаю всем присутствующим найти свою дорогу к победам!», - сказал в завершении встречи участник пресс-конференции Стародубцев Вячеслав Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор ТГПУ.
Приглашаем педагогических работников общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, высшего и среднего профессионального образования, негосударственных организаций, магистров и аспирантов принять участие в IV Всероссийской научно-практической конференции «Организация проектной и исследовательской деятельности: проектная и исследовательская культура педагога и обучающихся», которая состоится 15-16 декабря 2023 года.
Организаторы мероприятий: ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», структурные подразделения - Институт развития педагогического образования (далее – ИРПО) и Научно-методический центр сопровождения педагогических работников (далее – НМЦ) ТГПУ.
Целью конференции является обсуждение, осмысление и обобщение вопросов формирования, развития исследовательской и проектной культуры педагогов и обучающихся всех уровней образования.
В рамках реализации совместного партнерского проекта зеркальных лабораторий (научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ТГПУ (ПИОП) и лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ) "AI в образовании (AIED): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации" (Соглашение о научном сотрудничестве № 6.13.1. -02/150823-1 20/06 от 15.08.2023), посвященного исследованию использования технологий искусственного интеллекта в образовании), был разработан и проведен творческий студенческий конкурс.
28 ноября магистранты Института развития педагогического образования ТГПУ (ИРПО) в рамках занятия по дисциплине «Цифровые инструменты в управлении образованием» представили семь проектов в области внедрения технологий искусственного интеллекта в образование. Студенты магистратуры сами использовали технологии ИИ в подготовке своих проектов и работали над ними в малых группах, что позволило участникам активно взаимодействовать и сотрудничать, обмениваться идеями, делиться мнениями и взаимно помогать друг другу в решении задач.
Результаты конкурса подводило жюри на основании таких критериев оценивания, как креативность, практическая применимость, инновационность, качество выполнения, потенциал и возможности масштабирования, презентация и коммуникация.
Гран-при конкурса получил проект «Путеводитель в мир искусственного интеллекта «Разум алгоритмов»» магистрантов группы 729М Карнауховой Е.В. и Андаевой Е.Е.;
1-ое место завоевал проект «SMARTENGLISHclass» Егоровой Ю.А., Ли А.С., Байгуловой Д.А.;
2-ое место занял проект «Как можно построить урок русского языка, с помощью нейросетей? (на примере темы: «Диалектизмы»)» Геворгян А.Г., Дорожкиной Е.А.;
3-е место занял проект «Внедрение технологий искусственного интеллекта в педагогическую деятельность дошкольной организации» Матросовой К.В., Муравлевой Е.К.
Победившие на конкурсе проекты обладают несомненной практической значимостью, инновационностью и креативным исполнением и могут быть внедрены в учебный процесс.
Сегодня на базе экспериментальной площадки Института развития педагогического образования в МАОУ гимназии №49 г. Томска прошёл семинар "Проектно-исследовательское обучение: от пробных действий к функциональной грамотности".
Четыре группы студентов имели возможность ознакомиться с реализацией технологии исследовательских проб на практике. Были задействованы студенты второго курса ФПСО, которые изучают дисциплину "Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации", а так же студенты, посетившие семинар в рамках дисциплины "Педагогические технологии обучения и воспитания".
27 ноября 2023 г. в рамках Недели творческой педагогики, организованной кафедрой педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ, доцент Виктор Викторович Лобанов и старший преподаватель Ирина Геннадьевны Купершлаг провели для студентов Института детства и артпедагогики ТГПУ семинар "Воспитание: ценности, возможности, смыслы".
Участники семинара создавали модель возможностей, которые обретают личность, общество и государство, в ракурсе абсолютизации одной из традиционных духовно-нравственных ценностей. Они успешно выявили личностные смыслы данных возможностей и справились с группировкой традиционных ценностей, становящихся платформой воспитательной работы, по основаниям "Человек", "Человек и общество", "Человек и государство", "Общество и государство".
Семинар состоялся на высоком научно-педагогическом и методическом уровне, вызвал несомненный интерес слушателей.