Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Итоги второго томского форума "Преобразование образования"

Screenshot 2023 11 27 123209

В рамках форума «Преобразование образования» в Томском государственном педагогическом университете было организовано несколько коммуникационных площадок. Три площадки 17 ноября тем или иным образом связаны с преобразованием высшего педагогического образования, а именно с вопросами реализации деятельностной парадигмы и субъектности участников образовательной деятельности. Так, утром 17 ноября первая площадка была посвящена обсуждению демонстрационного экзамена в системе высшего педагогического образования. Демонстрационный экзамен позволяет проверить не просто объём накопленных за время обучения знаний, а предоставить студентам возможность продемонстрировать профессиональные компетенции и готовность к профессиональной деятельности. Опыт системы СПО представил Неседкин Валерий Викторович, начальник управления образовательных проектов Томского государственного педагогического колледжа, который с 2017 года вовлекает студентов в формат демонстрационного экзамена. Представители двух педагогических вузов, алтайского и красноярского, описали положительные и проблемные моменты демонстрационного экзамена в своей практике, что даёт возможность моделировать его регламенты и содержание в условиях внедрения ядра педагогического образования. Дискуссию вызвал вопрос об особенностях демоэкзамена именно в системе высшего образования, отличие от уже привычного подобного формата в системе СПО. Изменение формата экзамена с привычного на демонстрационный напрямую влияет и на качество высшего педагогического образования, так как преподаватели перестраивают свои курсы, ориентируя студентов на применение полученных знаний.

 Вторая площадка, круглый стол «Трансформация высшего педагогического образования: актуальные процессы и результаты» стартовала с доклада Садиевой Марины Станиславовны, которая представила опыт проектирования программ согласно ядру высшего педагогического образования, которое задает рамки и направление изменений.  Далее, коллеги из Томского государственного педагогического университета , Московского педагогического государственного университета, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета описали исследования, которые изменяют и содержание, и форматы работы со студентами. Профессор Томского государственного педагогического университета Поздеева Светлана Ивановна представила возможности метаметодического подхода для трансформации процесса подготовки будущих педагогов. Метаметодический подход является интегрирующим для двух самых значимых для профессиональной подготовки студентов модулей ядра высшего педагогического образования: психолого-педагогического и предметно-методического. Реализация такого подхода соответствует ориентации на деятельность и субъектность студентов в педагогическом ВУЗе. О формировании субъектной позиции рассуждала Балабаева Екатерина Александровна (Московский педагогический государственный университет), описывая возможности изменений практической подготовки будущих педагогов, и Червонный Михаил Александрович, который представил результаты исследования студенческих инициатив.

Третья площадка, посвящённая вопросам безопасности и благополучия детства, также связана с трансформационными процессами в педагогическом образовании. Фокус внимания на благополучие, требует изменений в педагогическом инструментарии, что, в свою очередь, меняет содержание педагогических дисциплин и практик. В центре внимания субъективное благополучие, для формирования которого важно выбрать особые способы взаимодействия педагогов с детьми и их семьями. Именно с позиции решения данной задачи исследователи рассматривали возможности полусубъектного взаимодействия участников образовательного процесса (Вахитова Г.Х), потенциал детской литературы для формирования чувства субъективного благополучия (Полева Е.А.), ресурсы мягкой педагогики, вопросы кибербезопасности и другие.

Изменения в высшем педагогическом образовании, как и в любом другом, обусловлены целым рядом факторов: культурными, социальными, экономическими. Исследования, реализуемые в Томском государственном педагогическом университете, напрямую трансформируют как форматы работы преподавателя, так и содержание дисциплин.

 
 
 
 

15-16 ДЕКАБРЯ СОСТОИТСЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МАСТЕР-КЛАССАМИ ПО ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Приглашаем педагогических работников общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, высшего и среднего профессионального образования, негосударственных организаций, магистров и аспирантов принять участие в IV Всероссийской научно-практической конференции «Организация проектной и исследовательской деятельности: проектная и исследовательская культура педагога и обучающихся», которая состоится 15-16 декабря 2023 года.

Организаторы мероприятий:
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», структурные подразделения - Институт развития педагогического образования (далее – ИРПО) и Научно-методический центр сопровождения педагогических работников (далее – НМЦ) ТГПУ.

Целью конференции является обсуждение, осмысление и обобщение вопросов формирования, развития исследовательской и проектной культуры педагогов и обучающихся всех уровней образования.

Режим проведения: конференция очно и онлайн (на платформе BigBlueButton), мастер-классы только в очном формате.

Условия участия в мероприятиях конференции:
Для участия необходимо зарегистрироваться до 09 декабря 2023 года в рамках выбранных направлений по ссылкам:

▪ участие в научно-практической конференции: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfsGeMtisxHk0lpMSiKXSq2ScR2GCRPCxdfj-ibsrUG7_05EA/viewform?usp=sf_link

▪ участие в мастер-классах: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd1l9e8Txbg34TbxT_UNStlpqMyS8BuOpWcmfi0yf9HzonYAg/viewform?usp=sf_link

Контактная информация:
По участию в конференции: Фёдорова Людмила Владимировна, lvfedorova@tspu.edu.ru, (382-2) 311-300, телефон внутренней связи 3215.
По участию в мастер-классах: Гарбузова Татьяна Викторовна, ttanya.garbuzova@tspu.edu.ru, (382-2) 311-300, телефон внутренней связи 3214.

Информация по дате и месту проведения, а также Программа конференции и Программа мастер-классов будут размещены накануне мероприятия на сайтах организаторов:
https://www.tspu.edu.ru/irpo.html
https://vk.com/tspu_irpo
https://www.tspu.edu.ru/fnmc.html
https://vk.com/fnmc_tspu
Подписывайтесь, чтобы не упустить важную информацию!

Информационное письмо

aJ9bm19xlGo 1

Очередная защита выпускных квалификационных работ

21 ноября 2023 г. в Институте развития педагогического образования состоялась защита выпускных квалификационных работ магистров заочного отделения по профилю Управление в сфере образования.

Тематика выпускных квалификационных работ, представленных на защите, была очень разнообразна. В своих магистерских диссертациях студенты рассматривали и анализировали вопросы управления и организации методической, воспитательной работы и внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализации кластерной политики и региональной модели наставничества, управление развитием профессиональных компетенций классных руководителей, управление развитием образовательной организации в условиях реализации инклюзивного образования.

Поздравляем магистров с успешной защитой выпускных работ! Желаем благополучия, удачи и профессионального роста. Мы всегда будем рады узнать о ваших успехах и профессиональных траекториях, оставайтесь на связи!

II ТОМСКИЙ ФОРУМ «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

17 ноября 2023 г. в рамках форума «Преобразование образования» при участии ТГПУ состоялся ряд мероприятий:

1.Демоэкзамен

  1. Модельная площадка «Потенциал использования демонстрационного экзамена в системе высшего образования» (видео)

Модератором круглого стола выступила директор ИРПО Наталия Семенова.

Ключевыми линиями обсуждения были: сферы применения демонстрационного экзамена; демонстрационный экзамен как формат независимой оценки качества высшего образования, экспертный подход в оценке компетенцией выпускника высшей школы.

С докладами выступили:

  • начальник управления образовательных проектов ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж», Наседкин Валерий Викторович - «Демонстрационный экзамен: опыт СПО на примере педагогического колледжа Томска»;
  • к.филол.н., начальник учебно-методического управления АлтГПУ (Барнаул), Кочешкова Ирина Юрьевна – «Демонстрационный экзамен в подготовке педагогических кадров: задачи и перспективы взаимодействия в системе «РОИВ - университет – школа»;
  • к.пед.н., зав.кафедрой теории и методики начального образования КГПУ (Красноярск), Басалаева Мария Владиславовна – «Из опыта апробации проведения демонстрационного экзамена на факультете начальных классов в КГПУ»;
  • к. ист. н, проректор по учебной работе, ОмГПУ (Омск), Черненко Елена Викторовна – «Проектирование комплексных многоуровневых оценочных средств компетенций ядра высшего педагогического образования»;
  • преподаватель кафедры ПиМНО ТГПУ (Томск), Долгова Людмила Михайловна – «Может ли демонстрационный экзамен быть местом профессионального развития?».

2.Трансформация

  1. Круглый стол «Трансформация высшего педагогического образования: актуальные процессы и результаты» (видео)

Модератором круглого стола выступила директор ИРПО Наталия Альбертовна Семенова.

Ключевыми линиями обсуждений были: мировые и российские ориентиры трансформации педагогического образования; подходы к проектированию программ, обновлению содержания и форматов подготовки педагогов. Подробнее по ссылке - https://park.tspu.edu.ru/park/news/220-za-kruglym-stolom-obsudili-voprosy-transformatsii-vysshego-pedagogicheskogo-obrazovaniya.html

3.Формирование

  1. Тематическая сессия «Формирование компетенций родителей и педагогов для обеспечения безопасности и благополучия детства» (видео)

Модератором тематической сессии выступила к.пед.н., директор Института детства и артпедагогики Ирина Александровна Дроздецкая.

Ключевыми линиями обсуждения были: новые педагогические компетенции; формирование родительской культуры в области обеспечения безопасности и благополучия детства; компетенции родителей по сопровождению безопасного и благополучного детства; обеспечение психолого-педагогической безопасности в цифровом пространстве; педагог, работающий в контексте благополучия и безопасности детей.

Доклады представили сотрудники ТГПУ:

  • канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА Вахитова Галия Хамитовна - Полисубъектное взаимодействие как траектория воспитания детей нового поколения.
  • канд.пс.наук, доцент кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА, заведующий НИЛ раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды» ТГПУ, Файзуллаева Елена Дмитриевна - Соблюдение баланса как базовый навык поддержки состояния благополучия.
  • канд.фил.наук, доцент кафедры русской литературы, проректор по научной работе ТГПУ, Полева Елена Александровна - Потенциал индивидуализации заданий на уроках литературы для обеспечения у обучающихся чувства благополучия;
  • научные сотрудники научно-исследовательской лаборатории раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды» ТГПУ Ильченко Наталья Анатольевна, Бузилова Елена Аргадиевна - Мягкая среда как условие физической и психологической безопасности ребёнка;
  • кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО Глухов Андрей Петрович - Технологии искусственного интеллекта в обеспечении кибербезопасности детей и подростков: создание учебных курсов на основе инновационного опыта;
  • канд.пед.наук, заведующий кафедрой дефектологии ФПСО Мёдова Наталия Анатольевна - Потенциал педагогов в организации безопасного образовательного инклюзивного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • канд.пед.наук, заведующий кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА Яркина Татьяна Николаевна - Проблемы формирования готовности будущих педагогов к взаимодействию с родителями в условиях вуза.

Проведение обучающих мероприятий по воспитанию и фехтовальной педагогике для Казанского игропрактического центра

С 1 по 9 ноября 2023 г. доцент кафедры педагогики и управления образованием ИРПО ТГПУ Виктор Викторович Лобанов находился в командировке в г. Казани, где в этот период проходил XXXII Международный фестиваль фантастики, толкинистики и ролевых игр "Зиланткон".

По просьбе организатора фестиваля - Казанского игропрактического центра - Виктор Викторович подготовил цикл лекций и семинаров, на которых анализировались разноплановые вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами арт-педагогики, в том числе арт-фехтования, различные аспекты истории, теории и методики фехтовального искусства. Также В.В. Лобанов работал в должности главного судьи турнира по арт-фехтованию "Кубок Зиланткона", который проводился по адаптированным правилам Международной академии оружия. Кроме того, ученик В.В. Лобанова Дмитрий Иванов, выпускник Дворца творчества детей и молодежи г. Томска, а ныне участник экспериментальной площадки ТГПУ и Федерации фехтования Томской области, завоевал на этом турнире третье место в дисциплине "Соло".

 Черниховский М. и Лобанов В      грамота Лобанова В

КОНКУРС КОРОТКИХ ИСТОРИЙ «PROПЕДАГОГОВ»

Конкурс PROпедагов

Институт развития педагогического образования приглашает студентов, аспирантов педагогических университетов и педагогов системы образования принять участие в конкурсе коротких историй «PROпедагогов». Конкурс проходит в рамках Недели творческой педагогики кафедры педагогики и управления образованием ТГПУ. 

Для участия в конкурсе необходимо представить короткую историю, произошедшую с вами или с вашим знакомым во время обучения или работы в системе образования. История может быть жизнеутверждающего и/или юмористичного характера, основана на реальных событиях. Можно рассказать о своем видении системы образования в настоящем или будущем, о своих учителях или коллегах, которые вдохновляют или играют значимую роль в жизни. Приветствуются истории с глубоким смыслом, помогающие переосмыслить роль педагогического образования, понять значимость педагогической профессии.

Для участия в конкурсе необходимо:

- до 22 ноября 2023 года пройти регистрацию по ссылке: https://forms.gle/tf8qqoiWCLzVsgt26

- 1 декабря 2023 года в 16.00 прийти и рассказать свою историю.

Место проведения: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 1 этаж, конференц-зал).

Подробнее в Положении о Конкурсе.

Ждем вас и вашу историю!

 

Контактная информация:

Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора Института развития педагогического образования, тел. раб. (382-2) 311-295, вн. 3212;

Качалова Ольга Ивановна, специалист по учебно-методической работе Института развития педагогического образования, тел. раб. (382-2) 311-300, вн. 3215.

Мингаздинова Эльмира Минияровна, ведущий специалист по УМР Института развития педагогического образования, тел. раб. (382-2) 311-300, вн. 3215.

II томский форум "Преобразование образования"

Преобр.обр.2023

Уважаемые коллеги!

Приглашаем к участию во втором томском форуме «Преобразование образования». Сквозная тема форума 2023 года – управленческие стратегии и экспериментальные практики формирования новых контуров системы образования.

Подробная программа и ссылки на подключение к мероприятиям размещены на сайте ТГПУ.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ТОМСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

демо1   демо2

13 ноября 2023 года в ТГПУ состоялось заседание рабочей группы по проведению демонстрационного экзамена в 2024 году.

В ходе заседания было сформировано два предложения:

  1. Разработать методическое пособие по использованию кабинета для проведения демонстрационного экзамена.
  2. Провести в зимнюю сессию 2024 г. промежуточную аттестацию в форме демонстрационного экзамена (по согласованию с факультетами).

Данные меры позволят учесть в дальнейшем возможные недочеты и перспективы проведения данного вида экзамена.

Все вопросы и рекомендации по проведению демонстрационного экзамена можно направлять: Семеновой Наталии Альбертовне natalsem@tspu.edu.ru, Мингаздиновой Эльмире Минияровне irpo@tspu.edu.ru, (382-2) 311-300, телефон внутренней связи 3215

ШКОЛА ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ: О ТРЕБОВАНИЯХ К ЯЗЫКУ ИЗЛОЖЕНИЯ И СТИЛЮ ДИССЕРТАЦИИ

Институт развития педагогического образования приглашает аспирантов принять участие в научно-практическом семинаре Школы педагога-исследователя «Язык и стиль изложения диссертации», который состоится 23 ноября 2023 года в 16.00.

Место проведения: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 313).

Спикер семинара: Ольга Николаевна Инга, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований ТГПУ.

Основные вопросы для обсуждения:

Диссертация -  научный документ, феномен, текст, произведение?

Что отражает язык диссертации?

Особенности синтаксиса при научном стиле изложения текста.

Основные требования к языку изложения и стилю диссертации.

Для участия в семинаре необходима предварительная регистрация в срок до 22 ноября 2023 года по ссылке: https://forms.gle/8KASw8vfDm6Hg6ne6

 

Контактная информация: Нерадовская Ольга Рамазановна, тел. 311-295 (вн.3212), neradovskayaor@tspu.edu.ru;

Качалова Ольга Ивановна, тел. 311-300 (вн.3215), kachalovaoi@tspu.edu.ru.

Православие и отечественная культура: образ будущего

9 ноября в рамках ХVI Макариевских образовательных чтений Законодательная Screenshot 2023 11 15 173551дума Томской области совместно с Томской митрополией Русской Православной Церкви провели парламентские встречи на тему «Православие и отечественная культура: образ будущего».

В парламентских встречах приняли участие председатель облдумы Оксана Козловская, митрополит Томский и Асиновский Ростислав, депутаты, представители духовенства, научного, образовательного и музейного сообществ, волонтерских организаций, школьники, студенты и общественные деятели. 

С докладом «Ответственное родительство в интересах детей» выступила директор ИРПО ТГПУ Семенова Н.А.:

«Скорость изменений в экономике, в социально-политических событиях, в технологическом мире обуславливает появление целого ряда проблем и противоречий в отношении семейного воспитания и родительства. С одной стороны, семья всегда являлась хранителем и транслятором общечеловеческих, национальных ценностей, традиций. С другой стороны, те формы, приемы и методы, тот опыт воспитания детей, который был характерен нескольким поколениям, не могут быть успешными сегодня. На первый план выходят вопросы образа современного родителя, восприятия им своих воспитательных функций, отношения к ценностям и традициям. Каковы новые форматы работы с родителями и детьми нового поколения? Когда и как необходимо прививать представление о семье и о воспитании детей как о ценностях высшего порядка? Ответы на эти вопросы связаны с понятиями «субъектность» и «деятельность», – отметила эксперт.

На встрече участники познакомились с основными направлениями работы по темам: формирование родительской компетентности и формирование у детей представлений о семейных и родительских ценностях.

Онлайн-трансляция парламентских встреч доступна на сайте Законодательной думы и в группе ВК.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER