13 ноября 2023 года в ТГПУ состоялось заседание рабочей группы по проведению демонстрационного экзамена в 2024 году.
В ходе заседания было сформировано два предложения:
Разработать методическое пособие по использованию кабинета для проведения демонстрационного экзамена.
Провести в зимнюю сессию 2024 г. промежуточную аттестацию в форме демонстрационного экзамена (по согласованию с факультетами).
Данные меры позволят учесть в дальнейшем возможные недочеты и перспективы проведения данного вида экзамена.
Все вопросы и рекомендации по проведению демонстрационного экзамена можно направлять: Семеновой Наталии Альбертовне natalsem@tspu.edu.ru, Мингаздиновой Эльмире Минияровне irpo@tspu.edu.ru, (382-2) 311-300, телефон внутренней связи 3215
Институт развития педагогического образования приглашает аспирантов принять участие в научно-практическом семинаре Школы педагога-исследователя «Язык и стиль изложения диссертации», который состоится 23 ноября 2023 года в 16.00.
Место проведения: г. Томск, научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 313).
Спикер семинара: Ольга Николаевна Инга, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований ТГПУ.
Основные вопросы для обсуждения:
Диссертация - научный документ, феномен, текст, произведение?
Что отражает язык диссертации?
Особенности синтаксиса при научном стиле изложения текста.
Основные требования к языку изложения и стилю диссертации.
9 ноября в рамках ХVI Макариевских образовательных чтений Законодательная дума Томской области совместно с Томской митрополией Русской Православной Церкви провели парламентские встречи на тему «Православие и отечественная культура: образ будущего».
В парламентских встречах приняли участие председатель облдумы Оксана Козловская, митрополит Томский и Асиновский Ростислав, депутаты, представители духовенства, научного, образовательного и музейного сообществ, волонтерских организаций, школьники, студенты и общественные деятели.
С докладом «Ответственное родительство в интересах детей» выступила директор ИРПО ТГПУ Семенова Н.А.:
«Скорость изменений в экономике, в социально-политических событиях, в технологическом мире обуславливает появление целого ряда проблем и противоречий в отношении семейного воспитания и родительства. С одной стороны, семья всегда являлась хранителем и транслятором общечеловеческих, национальных ценностей, традиций. С другой стороны, те формы, приемы и методы, тот опыт воспитания детей, который был характерен нескольким поколениям, не могут быть успешными сегодня. На первый план выходят вопросы образа современного родителя, восприятия им своих воспитательных функций, отношения к ценностям и традициям. Каковы новые форматы работы с родителями и детьми нового поколения? Когда и как необходимо прививать представление о семье и о воспитании детей как о ценностях высшего порядка? Ответы на эти вопросы связаны с понятиями «субъектность» и «деятельность», – отметила эксперт.
На встрече участники познакомились с основными направлениями работы по темам: формирование родительской компетентности и формирование у детей представлений о семейных и родительских ценностях.
26 октября 2023 года в Томском государственном педагогическом университете профессором кафедры педагогики и управления образованием Института развития педагогического образования Сартаковой Еленой Евгеньевной была прочитана лекция на тему «Профессиональные стереотипы в деятельности учителя современной сельской школы».
В лекции актуализировались вопросы, связанные с особенностями современной сельской школы в условиях цифровизации, ее кадровым обеспечением. В процессе лекции Елена Евгеньевна постаралась ответить на один из ведущих вопросов, связанных с профессиональным развитием учителей сельских школ: «Почему учителя имеют научные представления об организации образовательного процесса согласно принципам современной образовательной парадигмы, но в реальной практике только около 50% педагогов делают это на постоянной основе?». С точки зрения автора, это явление связано со стереотипами профессиональной педагогической деятельности. В лекции Е. Е. Сартаковой были охарактеризованы особенности профессиональных стереотипов педагогов сельских школ, обоснована их структурно-содержательная характеристика, представлена технология формирования у педагогов данной группы современных установок и способов деятельности в области организации процесса обучения.
Участниками стали представители ТГПУ, НГПУ, МПГУ, а модераторами выступили Ирина Дроздецкая, директор ИДиА, и Лариса Куровская, руководитель Парка ИОП ИРПО.
В научном диалоге коллеги обсудили вопросы художественно-эстетического образования и концепцию «Эмоциональное образование», автором которой является Александр Сайбединов, Народный учитель, заведующий научно-исследовательской лабораторией эмоционального образования Парка ИОП ИРПО.
26 октября 2023 года в Томском государственном педагогическом колледже сотрудники научно-исследовательской лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП ТГПУ организовали и провели установочный семинар «Потенциал использования генеративных сетей и искусственного интеллекта в образовании»в рамках работы зеркальной лаборатории ТГПУ и Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ.
Целью проведения семинара было начальное ознакомление педагогического коллектива ТГПК с потенциалом и возможностями использования генеративных нейросетей и искусственного интеллекта в образовании и инициация сотрудничества в рамках проведения научно-образовательных мероприятий зеркальных лабораторий на базе педагогического колледжа как экспериментальной инновационной площадки исследования.
Заведующий лабораторией Андрей Глухов, научные сотрудники Елена Синогина и Софья Ломовская продемонстрировали педагогам ТГПК новейшие достижения в области генеративных нейросетей и возможности их применения в образовательном процессе. В семинаре участвовали порядка 40 преподавателей и представителей администрации колледжа.
Высказанные в ходе семинара тезисы и установки вызвали полярное отношение и бурную дискуссию. В дальнейшем перед преподавателями и сотрудниками лаборатории стоит задача последующего изучения и апробации возможностей генеративных нейросетей и искусственного интеллекта в учебном процессе, с учетом обеспечения качества и достоверности информации, которую предоставляют эти технологии.
25–26 октября состоится II Всероссийская научно-практическая конференция «Эмоциональное образование. Взгляд в будущее». Мероприятие проводит Губернаторский Светленский лицей (Экспериментальная площадка Парка ИОП) совместно с Томским государственным педагогическим университетом и Департаментом общего образования Томской области. Конференция пройдет при поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации.
На фоне усиления потребности качественных изменений в системе образования и в первую очередь образования школьного с учётом диалектических процессов развития и изменения картины современного мира, сопровождающегося необходимостью решения новых образовательных задач и усилении значения и роли института школы, научно-практическая конференция ставит следующие цели:
предъявить системе образования новую концепцию современной школы.
создать условия для изучения и внедрения в систему общего образования принципиально новой модели современной школы, не имеющей аналогов в мировой образовательной практике, уложенной в педагогическую концепцию «Эмоциональное образование», разработанной и эффективно реализованной в практике федеральной инновационной площадки Министерства просвещения РФ, «Губернаторский Светленский лицей».
Участниками конференции станут представители Министерства Просвещения Российской Федерации, федеральных научных учреждений, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представители высшего образования, учреждения, обеспечивающие подготовку педагогов, руководители учреждений образования, педагоги системы общего и дополнительного образования.
Институт развития педагогического образования и кафедра педагогики и управления образованием на регулярной основе проводят семинары, посвященные известным педагогам, оставившим свой след в истории образования. За круглыми столами уже были рассмотрены труды С.Т. Шацкого, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко. Прошедший 09.10.2023 круглый стол был посвящен В.А. Сухомлинскому, 105-летие со дня рождения которого отмечалось в этом году.
С докладом о жизненном пути Василия Александровича и о его педагогическом становлении выступила доктор педагогических наук, историк педагогики, профессор ИРПО Валентина Ивановна Ревякина. О ценности научных трудов В.А. Сухомлинского в современном обществе рассказал доцент ИРПО, председатель муниципального общественного совета по развитию общего и дополнительного образования детей в г. Томске Виктор Викторович Лобанов. О своем опыте использования идей В.А. Сухомлинского в практической педагогике рассказал тренер-преподаватель спортивной школы «Учебно-спортивный центр водных видов спорта» им. В.А. Шевелева г. Томска Сергей Вадимович Шматько. К обсуждению подключились и коллеги из Казахстана.
В рамках четырехдневной программы, со 2 по 5 октября, в формате круглых столов, выставок, экскурсий, стратегических сессий и семинаров прошел «ПедФест».
Проведение ПедФеста было приурочено к нескольким событиям: День рождения Alma mater (в этом году ТГПУ исполняется 121 год); Год педагога и наставника; День учителя.
ПедФест состоял из трёх содержательных блоков:
«Генетический код ТГПУ» – мероприятия, связанные с историей вуза, педагогами и учеными, которые внесли весомый вклад в развитие университета.. Ключевым событием было открытие единственного в России мемориального кабинета А.М. Волкова.
«В поисках идентичности ТГПУ» – основная задача – показать современные образовательные и научные направления университета, которые могут стать стратегическими проектами развития университета.
«ДНК ТГПУ» – будущее университета. Этот блок мероприятий был направлен на первокурсников, для которых фестиваль должен был стать возможностью «погружения» в университет, знакомства с амбициями, ценностями вуза.
Более подробно о мероприятиях, прошедших в рамках Педагогического фестиваля, можно прочитать по ссылкам: