Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Прозрачность, равные возможности для ППС, развитие молодой науки – основные принципы «перезагрузки» системы финансирования НИР ТГПУ

Прозрачность, равные возможности для ППС, развитие молодой науки – основные принципы «перезагрузки» системы финансирования НИР ТГПУ

19 июня состоялось расширенное слушание проекта «перезагрузки» системы финансирования научно-исследовательской работы (НИР) в ТГПУ. Предварительно материалы и документы проекта были представлены на Ученом совете с возможностью дальнейшего обсуждения как членами УС, так и в более расширенном варианте – с ректором А.Н. Макаренко, проректором по научной работе Е.А. Полевой, начальником Управления научной поддержки образовательных программ Л.В. Лежниной и представителями структурных подразделений. До начала проведения слушаний разработчики проекта получили предложения, которые вошли в Положение проекта, в итоге в расширенном собрании приняли участие те, кто хотел дополнительно внести уточнения и комментарии, а также обсудить отдельные моменты.

Одним из аргументов пересмотра системы финансирования научно-исследовательской работы (НИР) в университете стала прозрачность.

Научно-исследовательская деятельность финансируется в вузе за счет внебюджетных средств, которые формируются из трех источников доходов: платные услуги студентов очного обучения, платные услуги студентов заочного обучения и платные услуги дополнительного образования. В ТГПУ за 2022 год на поддержку научных исследований девяти НОЦ и 12 лабораторий было потрачено из внебюджетных средств (приносящей доход деятельности) вуза 14 млн 834 тыс. рублей.

Важным стимулом пересмотра системы финансирования стало желание справедливого и эффективного использования средств, выделяемых на развитие науки в университете. Исходя из этого возникли вопросы, требующие обсуждения в рамках проекта «перезагрузки»: каким должен быть состав научного коллектива? сколько ставок необходимо? какой объем финансирования должен быть, чтобы получить запланированные результаты в рамках выбранного направления? действительно ли эти направления и их результаты являются приоритетными для развития ТГПУ?

На основании выше представленных требований разработчики проекта определили то, что необходимо для формирования прозрачной системы финансовой поддержки НИР. Во-первых, четко определить, какие направления станут приоритетными для финансовой поддержки НИР. Во-вторых, создать критерии финансирования тех направлений, которые будут признаны как приоритетные. И в-третьих, запустить конкурсную процедуру, в которой могут принять участие  и преподаватели, сохраняющие ведение образовательной деятельности со студентами.

Возможность запуска конкурсной процедуры, в которой могут участвовать представители профессорско-преподавательского состава и обучающихся, отсылает к следующему принципу проекта «перезагрузки» системы финансирования научно-исследовательской работы в ТГПУ. Это создание равных условий для участия в научно-исследовательских проектах. Для этого будет создан Фонд внутренних грантов с прописанными приоритетными направлениями для развития НИР. Т.е. сумма финансирования, например более 14 млн, будет закреплена за Фондом, и из этих средств будут финансироваться НИР научных коллективов, которые создаются на определенный срок, в определенном составе и для решения определенных задач. Поэтому участниками конкурса на выделение финансовой поддержки из средств Фонда могут стать как руководители и сотрудники НОЦ (научно-образовательных центров), НИЛ (научно-исследовательских лабораторий), так и любые проектные группы. Создание Фонда позволит ППС через участие в НИР, поддержанных ТГПУ, в дальнейшем подавать заявки в другие фонды, например РНФ, в которых важен опыт участия и публикации соискателей.

Что может выступить в качестве приоритетных направлений НИР Фонда? Приводим пример: ТГПУ – педагогический университет, которому, чтобы сохранить собственную идентичность, необходимо развивать педагогическую науку и педагогическое образование. То, что это важное направление для вуза, подтверждается еще и тем фактом, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2020 года № 907-р 33 федеральных вуза педагогического и социально-педагогического профилей переданы из подчинения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в ведение Министерства просвещения РФ.

Глухов



«Будут ли включены в рассмотрение приоритетных направлений те, которые есть в Комплексной программе развития ТГПУ?» – А.П. Глухов, заведующий лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка ИОП.

 

Полева Елена Александровна Круг

«Ориентирами являются федеральные документы, устанавливающие приоритетные направления развития науки и образования. В приоритете и направления в соответствии с Комплексной программой развития ТГПУ. Конечно, нужно поддерживать не только педагогические направления. В ТГПУ сложились уникальные школы по теоретической физике, по лингвистике, математике и т.д., фундаментальные исследования которых также могут быть поддержаны, как и прикладные исследования», – Е.А. Полева.

Игна



«Будет ли предусмотрено финансирование отдельных преподавателей, которые не входят в научные коллективы и не поддержаны внутренним грантом, но которые ведут публикационную активность?» – О.Н. Игна, доктор педагогических наук ИИЯМС.

 

Макаренко

«Здесь обсуждалось несколько механизмов поддержки: первый – система внутренних грантов, о которой мы сейчас и говорим, а второй – стимулирование любого сотрудника университета на научную деятельность, например оплата статей, которыми сотрудник не отчитывается в рамках финансируемых из разных источников проектов, привлечение молодых исследователей в науку и т.д. Договорились создать рабочую группу и разработать критерии поддержки сотрудников. Кроме того, сейчас очень важно заниматься не только исследованиями, но и их популяризацией, что очень гармонично коррелирует с педагогикой», – А.Н. Макаренко.

Третий принцип – развитие молодой науки. Создание системы внутренних грантов позволит включать молодых ученых (из числа бакалавров, магистрантов и аспирантов) в научно-исследовательские проекты, в рамках которых они бы не только приобретали опыт, но могли формировать свою научную историю из грантов, публикаций. В дальнейшем это даст возможность молодым ученым быть не только исполнителями, но и выступать в роли руководителей и подавать заявки во внешние Фонды.

Также в ходе обсуждений были подняты вопросы о сетевом взаимодействии в рамках НИР, поданных на конкурсной основе (Л.В. Куровская, директор Парка ИОП); о возможности пересмотра нагрузки ППС, снижении аудиторной нагрузки за счет публикационной активности преподавателя (В.В. Лобанов, кандидат педагогических наук ИРПО).

Результатом расширенного обсуждения стало включение дополнительных предложений, поступивших в процессе встречи. Сам проект не вызвал со стороны участников каких-то возражений, не прозвучали аргументы против его принятия. Помимо уже упомянутых в материале сотрудников вуза в совещании также приняли участие Н.А. Семенова, директор ИРПО, В.И. Ревякина, профессор кафедры педагогики и управления образованием ИРПО, С.Б. Куликов, директор Гуманитарного научно-образовательного центра, М.А. Червонный, директор Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования, Т.Т. Газизов, начальник Управления по развитию информационных систем и электронного документооборота, Ю.К. Пенская, декан ФМФ, Н.А. Буравлева, заведующий кафедрой психолого-педагогического образовая ФПСО, Н.А. Мёдова, заведующий кафедрой дефектологии ФПСО, Н.А. Камарова, начальник Управления стратегических коммуникаций и информационной политики, М.П. Войтеховская, руководитель Научно-образовательного центра истории образования, А.В. Фатеев, декан БХФ, А.Г. Богданова, директор ИИЯМС, В.М. Лемская, заместитель директора по науке ИИЯМС, И.К. Забродина, заместитель директора по учебной работе ИИЯМС, А.Ю. Михайличенко, начальник Управления по новому набору и движению контингента студентов.

Окончательная версия проекта «перезагрузки» системы финансирования научно-исследовательской работы в ТГПУ будет представлена в рамках проведения Ученого совета 4 июля. Запуск проекта запланирован на июнь-июль текущего года.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER