Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

III Научно-методический семинар по теме «Подготовка будущих специалистов по сопровождению детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС). Изучение, образование и реабилитация лиц с РАС»

1

231 марта 2023 года кафедрой дефектологии Факультета психологии и специального образования ТГПУ проведен очный III Научно-методический семинар по теме «Подготовка будущих специалистов по сопровождению детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС). Изучение, образование и реабилитация лиц с РАС».

Семинар был направлен на актуализацию знаний студентов по сопровождению образования детей с аутизмом и РАС; формирование профессиональных компетенций, профессиональное развитие обучающихся Томского государственного педагогического университета, распространение регионального и международного опыта сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Организатором и руководителем традиционного III семинара выступила Филимонова Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.

В работе семинара приняли участие 77 студентов и магистрантов Факультета психологии и специального образования (ФПСО) и факультета дошкольного и начального образования (ФДИНО) ТГПУ.

Семинар включал тематическую выставку учебных изданий и методических пособий по проблемам диагностики, обучения, воспитания и развития детей с аутистическими расстройствами.

3Е.А. Филимонова (старший преподаватель кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ) отметила актуальность исторического события; обозначила вектор семинара в рамках «Года педагога и наставника – 2023» на подготовку специалистов в области обучения, воспитания и коррекции нарушений у аутичных детей; сделала обзор направлений подготовки и профилей обучения, включающих спектр учебных дисциплин на ФПСО и ФДИНО ТГПУ («Изучение, образование и реабилитация лиц с РАС», «Дефектология», «Специальная педагогики и психология», «Методы психодидактики в логопедии», «Методы психодидактики в работе с лицами с ОВЗ», «Методы сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС», «Психолого-педагогические основы обучения и воспитания детей с РАС», «Технологии коррекционной работы с лицами с РАС» и др.). Изучение данных дисциплин позволяет сформировать у студентов представления о популяции лиц с РАС и практические навыки в применении специальных психолого-педагогических методов и психокоррекционных технологий.

Ю. Кузнецова и А. Ерохина, студентки ФДИНО, представили кластер на тему «Аутизм и расстройства аутистического спектра (РАС)», обозначив индивидуальные особенности аутичных детей и главные признаки аутистического расстройства.

С. Погосян, магистрант ФПСО обозначила дисфункции в развитии детей с РАС и представила «Сенсорную интеграцию как метод коррекции сенсоаффективной гиперестезии у детей с аутизмом».

И. Игнатова, студентка ФПСО, рассмотрела «Методику оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS – R (Assessment of basic languageand learning skills revisited).

Е.В. Чижикова, магистрант ФПСО ТГПУ, поделилась опытом работы с аутичными детьми с нарушениями зрения («Интеграция детей с расстройством аутистической сферы РАС в образовательный процесс»).

Л.А. Погонец, магистрант ФПСО ТГПУ, в ходе доклада на тему «Развитие игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра», продемонстрировала современную сенсорную дидактику для занятий с аутичными детьми.

А. Маркус, студентка ФДИНО ТГПУ, перечислила особенности коммуникативной сферы у детей с РАС и средства альтернативной коммуникации (система обмена картинками PECS, жестовый язык, интерактивные коммуникационные доски, коммуникационные карточки-подсказки, книги разговоров).

Магистранты ФПСО ТГПУ (А.А. Казанцева, А.А. Кагадий, А.Е. Кулешова В.А. Морозова) провели с участниками семинара практические нейрологопедические игры и упражнения со стимульным материалом, применяемым в работе с аутичными детьми (нейроигры с массажными мячиками, нейроартикуляционную гимнастику, нейрологопедические игры с фонариком «Рая печет пирожки» и «Ладошки»).

Известно, что у лиц с отклонениями в психофизическом развитии, в том числе, при аутизме, встречается синдром саванта, при котором у человека наблюдаются выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний («остров гениальности»). Савантизм в психиатрических источниках объясняется асинхронией развития головного мозга и гиперкомпенсацией.

Интерес студенческой аудитории вызвали выступления студентов ФДИНО об известных людях с синдромом саванта: Н.А. Мурадовой; Ю.А. Валитовой и Ю.С. Деревцовой; Н.С. Кассихиной.

В завершении семинара прозвучали авторские стихи о детях с аутизмом в исполнении А. Правосудовой и Л. Березиной.

Аутичный мир бесцветный, будто прячет пелена…
Важно этот мир раскрасить в разноцветные тона…
Будто мгла не отпуская, превращает их старанья
В каждодневный алгоритм
Ритуалов, криков, страхов,
Очень непонятный мир…
Вот такого не простого, аутиста-сорванца,
Нужно принимать спокойно, и бороться…до конца.
При особенной поддержке, станет детский мир светлей,
Вдруг разбудим их сознанье, как когда-то Прометей!

На конкурс «Лучший буклет об аутизме» были предоставлены 8 работ студентов ФДИНО. Члены экспертной группы Е. Куколь, П. Гайворонская, А. Федотова (студенты ФПСО) лучшими признали буклеты В. Несмиян (1 место), В. Сергеевой (2 место), А. Красновой (3 место), (студенты ФДИНО); они вошли в тройку победителей.

III научно-методический семинар на тему «Подготовка будущих специалистов по сопровождению детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС). Изучение, образование и реабилитация лиц с РАС» прошел результативно и эмоционально, поставленные цели, достигнуты.

Филимонова Е.А., организатор семинара, благодарит всех студентов, осуществляющих организационно-методическую работу в подготовке и проведении семинара, а также: Д. Дроздову (фото и видеосъемка), Д. Фех, Т. Сидорову, А. Башкирову (оформление аудитории и выставки книг), Р. Кяримову, Д. Троянову (сопровождение выступающих с докладами), а также Профсоюзную организацию студентов ТГПУ за предоставление тематических блокнотов и памятных сувениров для награждения участников семинара.

Студенты ФПСО - одних из лучших!

1Студенты нашего факультета успевают не только учиться, но и примерять на себя разные роли. 21 марта 2023 года команда ФПСО подготовила и представила на межфакультетском мероприятии "Студенческая Весна" знакомое каждому произведение, которое ассоциируется с празднованием Нового Года: "Ирония Судьбы, или С лёгким паром". Конкурировать пришлось с такими постановками, как: "Портрет Дориана Грея", "Маленький Принц", "Алиса в Стране Чудес" и др..

Как выяснилось, у многих "Ирония Судьбы, или С лёгким паром" ассоциируется только с фильмом, который традиционно показывают в Новогодние праздники. Но студенты факультета психологии и специального образования знают, что существует Советская классическая пьеса Эмиля Вениаминовича Брагинского, которая была написана в 1969 году и называется она: "Ирония Судьбы или Однажды в Новогоднюю ночь".

2Студентами ФПСО было принято решение оставить привычное всем название, ведь именно оно вызывает радостные чувства и напоминает дни волшебного праздника. На сцене ребята создали настоящий театр с динамичной сменой театральных сцен и юмористическими элементами, а также великолепно сыграли актёрские роли.
Актерский состав:
Казакова Александра
Бардина Елизавета
Дурова Елизавета
Скударнов Иван
Маринин Александр
Фисенко Оксана
Розанова Майя

3Конечно театр не случился бы без команды декораторов, сценаристов, костюмеров, дизайнера, монтажера и самое главное - капитана. Благодаря грамотному распределению функционала, командному духу - ФПСО отлично выступили и оказались в тройке лучших!
В состав команды вошли:
Кияев Александр
Беликова Диана
Болотова Александра
Матяш Людмила

Команда нашего факультета заслуженно получили 2 место, а также сертификат на бесплатную игру для всей команды от спонсоров "Good Night Show". Но это еще не всё!
В номинации "Лучшая женская роль первого плана" победила Дурова Елизавета
Скударнов Иван победил в номинации "Лучшая мужская роль второго плана"

Мы желаем нашим студентам огромных успехов и творческого развития!
Факультет Психологии и Специального Образования гордится своими студентами!

«Профессии на ФПСО»

16 марта в рамках профориентационых мероприятий Факультета психологии и специального образования состоялось онлайн-мероприятие «Профессии на ФПСО». Мероприятие состояло из трех частей: квиз, мастер-классы от студентов и ответы на вопросы обучающихся.

Подключившимся школьникам, будущим абитуриентам ТГПУ, необходимо было ответить на вопросы квиза. В игре участники проверили свои знания о факультете и профессиях, которым обучают на факультете. Затем школьников ждали мастер-классы от студентов, будущих психологов, логопедов и социальных педагогов. К мероприятию подключился декан ФПСО – Ольга Викторовна Каракулова. Ольга Викторовна еще раз рассказала об особенностях факультета и ответила на вопросы будущих абитуриентов.

В мероприятии принимала участие студентка ФПСО, будущий логопед, Скорнякова Софья.

Активисты медиа-сообщества ФПСО взяли интервью у Софьи:

- Почему начали профориентационное мероприятие с квиза?

«Мероприятие у нас проходило в онлайн-формате, именно поэтому был выбран квиз. Его удобно проводить при онлайн-подключениях и платформа, которую мы используем, яркая, анимированная и сопровождается звуковыми эффектами – это привлекает современных школьников. При таком участии обучающиеся не просто отвечают, а погружаются в увлекательную игру!»

- Скажи, пожалуйста, школьники какого возраста принимали участие в мероприятии?

«Мы приглашали к участие обучающихся 9-11 классов, которым интересна психология и педагогика. И, мы надеемся, планирующих в дальнейшем поступать на наш факультет»

- И последний вопрос, как ты считаешь, справились ли школьники с вопросами квиза?

«Участники проявили себя активно, больше половины участников справились с вопросами квиза, остальные местами ошибались. Такие результаты радуют нас и говорят о том, что о Факультете психологии и специального образования Томского государственного педагогического университета знают!»

 
 
 
 

200-летний юбилей со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского

УшинскийПедагогическая общественность всего мира сегодня отмечает 200-летний юбилей со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, традиционно называемого учителем русских учителей!

Константин Дмитриевич посвятил всю свою жизнь воспитанию подрастающего поколения, сформулировал и реализовал много педагогических и психологических идей. Учение должно быть основано на интересе…. Наказание порождает страх, а страх и злость страшны в своем сочетании. Если у ребенка нет интереса, мотивации к тому, что он делает, то необходимо менять различные виды деятельности, делать обучение разнообразным. А во главе всего педагогического процесса стоит личность воспитателя.

В труде «Родное слово», посвященном родному языку, Константин Дмитриевич излагает подходы к его изучению, обогащению словарного запаса детей и их речевому развитию.

В настоящее время идеи Константна Дмитриевича не утратили своей актуальности, они очень ценны при подготовке современных педагогов, психологов, социальных педагогов и логопедов.

Приведем высказывание К.Д. Ушинского: «Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться».

Труды К.Д. Ушинского помогают учиться, формировать ценностное отношение к образовательному процессу, к ребенку и к педагогу.

В лаборатории Психолого-педагогического практикума появилась методика Л. А. Ясюковой (часть1)

Изображение WhatsApp 2023 03 01 в 10.15.43В лаборатории Психолого-педагогического практикума появилась методика Л. А. Ясюковой (часть1), направленная на определение готовности к школе, прогноза и профилактики проблем обучения в начальной школе.
Это поможет будущим педагогам-психологам на практических занятиях отработать навыки по диагностике особенностей мышления, речи, сформированности навыка чтения, зрительно -моторной координации и тревожности.

 
 
 
 

РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков, молодёжи»

Без названия 1

РЕЗОЛЮЦИЯ
Всероссийской научно-практической конференции
«Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков, молодёжи»

16-17 февраля 2023 года на базе факультета психологии и специального образования ТГПУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков, молодёжи» (Программа Конференции). Организаторами Конференции являются кафедра социальной педагогики ТГПУ и Центр профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» ДДЮ «Факел» г. Томска.

В Конференции приняли участие более 100 педагогов системы высшего, среднего профессионального, общего, дошкольного и дополнительного образования, представителей УФСИН, социальной защиты детства, коммерческих структур, занимающихся вопросами профилактики, Томской области, Красноярского края, Тулы, Оренбурга, Екатеринбурга, Барнаула, Новосибирска, Москвы. Слушателями Конференции стали и более 150 студентов ФПСО, ФДиНО и других факультетов ТГПУ, студентов университетов указанных выше регионов, а также Калининграда, Кемерово, Ульяновска.

Пленарное заседание открылось докладом Уполномоченного по правам ребёнка в Томской области Лоскутовой Л.А.

Конференция проводилась в разных форматах: секции, круглый стол, методические мастерские, фестиваль, педагогический киноклуб.

Участниками Конференции были высказаны предложения по развитию системы профилактики девиантного поведения детей, подростков, молодёжи, которые стали основой для данной резолюции.

  1. Руководителям структурных подразделений образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов для сферы профилактики девиантного поведения детей, подростков, молодёжи, активизировать взаимодействие с работодателями с целью совершенствования подготовки молодых специалистов, содействия трудоустройству студентов и выпускников посредством совместной организации практик и практической подготовки, построения индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов.
  2. Руководителям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогических работников, рекомендовать включить в образовательные программы, наряду с модулем «Проблемы девиантного поведения детей и подростков: выявление предпосылок, предупреждение и педагогическая помощь», учебный курс / раздел дисциплин педагогического профиля «Медиативные технологии в работе педагога», а также предусмотреть возможность включения в содержание соответствующих учебных дисциплин технологий тайм-менеджмента с целью приобретения практических навыков в управлении собой во времени.
  3. Руководителям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогических работников, рекомендовать обратить внимание на образовательный и воспитательно-профилактический потенциал настольных игр в работе со студентами и школьниками.
  4. Ходатайствовать перед Департаментом общего образования Томской области о создании единой информационной базы лучших практик профилактической работы, деятельности служб медиации и т.п. в системе общего и дополнительного образования, которая была бы доступна для профессионального сообщества и родительской общественности.
  5. Разработать и утвердить на уровне Департамента общего образования Томской области маршрутизаторы для родителей, испытывающих трудности в воспитании и развитии детей, с аннотированным перечнем организаций социально-педагогической помощи семье и детям, алгоритма действий по решению проблемы.
  6. Организовать работу по систематизации настольных игр, имеющихся на кафедре социальной педагогики ТГПУ, в том числе – разработанных студентами в рамках учебных дисциплин «Педагогика досуга»/ «Организация досуга детей и подростков»/ «Организация культурно-досуговой деятельности детей и подростков».

Сертификаты участников конференции

Преподаватели ФПСО — эксперты «Сердца отдаю детям»

Изображение WhatsApp 2023 02 20 в 21.11.22Февраль — месяц проведения муниципальных этапов конкурсов профессионального мастерства среди педагогов образовательных организаций города Томска.  Уже не первый год в экспертную команду конкурса «Сердце отдаю детям» для педагогов дополнительного образования включаются преподаватели кафедры социальной педагогики Алла Анатольевна Лыба и Галина Юрьевна Титова. Особый интерес, как отмечают эксперты, на очном этапе представляют занятия ознакомления школьников с новым видом деятельности  и мастер-классы для коллег конкурсантов из числа стажистов, а также участников номинации «Педагогический дебют». Интересно наблюдать динамику развития педагогов, которые не в первый раз включаются в число конкурсантов. Так, например, Александра Полянц два года назад являлась участником конкурса в номинации «Педагогический дебют», в этом году уже стала участницей среди «взрослых» и заняла 2е место. Участие в экспертизе конкурса позволяет преподавателям наращивать свои методические компетенции и быть в курсе изменений, происходящих в системе образования, реагировать на них в работе со студентами.

Программа Всероссийской научно-практической конференции «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
МБОУ ДО ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА «ФАКЕЛ» Г. ТОМСКА

Без названия 1

16 февраля 2023 года
Место проведения: Научная библиотека ТГПУ (ул. Герцена, 66)

 

Пленарное заседание
Место проведения: конференц-зал НБ ТГПУ

Ссылка на видеозапись: https://bbb9.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/99ac57bfd305c380da06ccc1112e6859fc9837ca-1676515403838  

Модератор: Титова Галина Юрьевна, к.пед.н., доцент, зав.кафедрой социальной педагогики ТГПУ
Секретарь: Кох Ксения, студентка 3 курса ФПСО ТГПУ

10:00-10:10

Открытие конференции
Приветственное слово Садиевой Марины Станиславовны, к.психол.н., проректора по образовательной деятельности ТГПУ

10:10-10:25

О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Томской области, направленной на профилактику девиантного поведения детей
Лоскутова Лариса Анатольевна, уполномоченный по правам ребенка в Томской области

10:25-10:40

Нормативно-правовая подготовка специалистов для сферы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних
Сигитова Людмила Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, Алтайский край (онлайн)

10:40-11:00

Реализация эффективных практик посредством FT-терапии в работе с эмоциональными состояниями детей и взрослых
Стулов Александр Геннадьевич, клинический психолог, специалист международного уровня по работе с психосоматическими расстройствами

11:00-11:20

Технология «мягкая среда» как ресурс в работе с детьми с девиантным поведением
Файзуллаева Елена Дмитриевна, к.психол.н., доцент кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка по Томской области

Кофе-брейк
Место проведения: 206 каб. (2 этаж)

 Секционные заседания

Секция 1. Эффективные формы и методы работы с детьми, подростками и молодежью по профилактике девиантного поведения в образовательных организациях
Место проведения: читальный зал № 1 (3 этаж)

Ссылка на видеозапись: https://bbb5.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/a21c7652b0ddcb56676437172ad553ba1fb48167-1676519375293 

Модератор: Акимова Елена Федоровна, преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ, лектор Российского общество «Знание», руководитель Центра «Альтернатива» МБОУ ДО ДДиЮ «Факел»
Секретарь: Санникова Яна, студентка 3 курса ФПСО ТГПУ

11:45

Открытие секционного заседания конференции

11:45-11:55

Диагностика девиантного поведения методом тестирования у подростков на базе лицея
Салтыкова Валентина Максимовна, студентка 8101Мппп группы ФПСО ФГБО ВО ТГПУ

11:55-12:05

Эффективные формы работы с детьми и подростками по профилактике девиантного поведения в школе
Шпенглер София Петровна, педагог-психолог МАОУ Молчановская СОШ № 1 Томской области

12:05-12:15

Формы и методы работы с детьми по профилактике девиантного поведения. Из опыта работы МАОУ гимназии № 2 города Асино Томской области
Большанина Елена Геннадьевна, социальный педагог МАОУ гимназия № 2 города Асино Томской области

12:15-12:25

Работа классного руководителя с «трудным» классом в условиях сельской общеобразовательной школы: подходы, инструменты, результаты
Кравец Юлия Владимировна, учитель МБОУ «Рыбаловская СОШ» Томского района

12:25-12:35

Формы и методы работы с детьми девиантного поведения в условиях школы-интерната
Афонина Галина Викторовна, Финникова Елена Викторовна, воспитатели МБОУ общеобразовательная школа-интернат № 1 основного общего образования г. Томска 

12:35-12:45

Проявления отклоняющегося поведения старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Моторина Полина Алексеевна, студент Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет", г. Лесосибирск, Красноярский край (онлайн)

12:45-12:55

Использование арт-терапии в работе с детьми девиантного поведения в начальных классах
Новосельцева Наталия Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Тогурская СОШ имени Героя России С.В. Маслова» (онлайн)

12:55-13:05

Профилактика девиантного поведения среди старших подростков на основе реализации рабочей программы «Что значит быть мужчиной?»
Комарова Екатерина Сергеевна, социальный педагог ОГБПОУ «Томский механико-технологический техникум», студентка 811М группы ТГПУ (онлайн)

13:05-13:15

Профилактика девиантного поведения подростков средствами современных компьютерных технологий
Николаев Валерий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики и технологии социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» г. Орел
Селиверстов Сергей Николаевич, старший преподаватель кафедры информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. В.В. Дика» Московский финансово-промышленный университет «СИНЕРГИЯ» г. Москва (онлайн)

Секция 2. Медиативные технологии в социально-педагогической работе
Место проведения: каб. 410 (4 этаж)

Ссылка на видеозапись: https://bbb2.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/62b354fca0429ec33dc5bb1f95f5408b080ab735-1676520789606

Модератор: Демина Людмила Сергеевна, к.пед.н., доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ
Секретарь: Расторгуева Анастасия, студентка 3 курса ФПСО ТГПУ

11:45

Открытие секционного заседания конференции

11:45-11:55

Профилактика школьной неуспешности и деструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами восстановительных технологий
Туганова Юлия Викторовна, педагог-психолог, Беляевская Ольга Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 50» г. Северска

11:55-12:05

Комплексный подход к разрешению ситуаций буллинга в школе, основанный на восстановительных практиках
Пучкина Юлия Александровна, канд.ист.наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования ТГПУ, доцент кафедра социальной работы НИ ТГУ, директор АНО Ресурсный центр «Согласие», г. Томск

12:05-12:15

Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения агрессивных подростков в конфликтных ситуациях
Волкова Наталья Сергеевна, студентка 4 курса факультета психологии ТГПУ им. Льва Николаевича Толстого, г. Тула
Научный руководитель: Пазухина Светлана Анатольевна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии ТГПУ им. Льва Николаевича Толстого, г. Тула (онлайн)

12:15-12:25

Использование ресурсов восстановительного подхода в системе профилактики девиантного поведения обучающихся общеобразовательной школы
Минина Марина Михайловна, педагог-психолог МБОУ «Рыбаловская СОШ» Томского района, село Рыбалово, Томская область

Секция 3. Профилактическая работа в детско-подростковой среде средствами дополнительного образования
Место проведения: конференц-зал НБ

Ссылка на видеозапись: https://bbb9.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/34fd5ae1fb1064079d2af67fc92ba909b6d1490f-1676522809689

Модератор: Шаляпина Светлана Васильевна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ
Секретарь: Григорьева Анастасия, студентка 3 курса ФПСО ТГПУ

11:45

Открытие секционного заседания конференции

11:45-11:55

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся с девиантным поведением
Ануфриева Лилия Сергеевна, методист ФКОУ СОШ УФСИН России по Томской области

11:55-12:05

Организация досуговой деятельности подростков в условиях школы-интерната как средство профилактики девиантного поведения
Старченко Евгения Валерьевна, социальный педагог ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус», Бухлина Юлия Андреевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №88 имени А.Бородина и А.Кочева г. Северск

12:05-12:15

Лесная практика: опыт взаимодействия основного общего и дополнительного образования в целях профилактики девиантного поведения у подростков
Ведерникова Елена Эдуардовна, учитель МАОУ Школа «Эврика-развитие», Ведерникова Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ДДЮ «Кедр» г. Томска

12:15-12:25

Деятельность военно-патриотического клуба в школе по профилактике девиантного  поведения обучающихся
Щученко Александр Васильевич, учитель истории и обществознания, руководитель военно-патриотического клуба МБОУ СОШ №93 Барабинского района Новосибирской области

12:25-12:35

Профилактика девиантного поведения детей, оставшихся без попечения родителей, средствами музыкального искусства
Школа Татьяна Ивановна, музыкальный руководитель ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» (онлайн)

12:35-12:45

Профильная смена «Умные каникулы» как эффективный способ профилактики девиантного поведения детей, подростков и организации наставничества средствами дополнительного образования в каникулярное время» (формат «Учитель-Студент-Ученик)
Дроздова Ирина Александровна, директор МАОУ «Северский физико-математический лицей», Глушенкова Анжелика Валерьевна, заместитель директора по ПВ МАОУ СФМЛ, Радюк Глеб Валерьевич, студент 2 курса факультета ИИЯМС ТГПУ (онлайн)

12:45-12:55

Городская программа «Медиа-Бум» как средство воспитания подрастающего поколения
Гришаева Анастасия Леонидовна, Николаева Анастасия Сергеевна, методисты МАОУ ДО ДДТ «Планета» г. Томска

Секция 4. Психологическое здоровье педагогов как фактор профилактики 
девиантного поведения детей, подростков, молодежи
Место проведения: читальный зал № 2 (3 этаж)

Ссылка на видеозапись: https://bbb4.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/99ac57bfd305c380da06ccc1112e6859fc9837ca-1676523611524

Модератор: Файзуллаева Елена Дмитриевна, к.психол.н., доцент, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Томской области
Секретарь: Мысливцева Анастасия, студентка 3 курса ФПСО ТГПУ

11:45

Открытие секционного заседания конференции

11:45-11:55

Доклад «Психологическое здоровье и психологическое благополучие педагогов как условие позитивной социализации детей»
Файзуллаева Елена Дмитриевна, к.психол.н., доцент, заведующий НИ лабораторией раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды» ИДиА ТГПУ, г. Томск

11:55-12:15

Мастер-класс «Арт-терапевтические практики с элементами технологии “Мягкая среда” в работе педагога с девиациями детей»
Файзуллаева Елена Дмитриевна, к.психол.н., доцент, заведующий НИ лабораторией раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды» ИДиА ТГПУ, г. Томск

12:15-12:45

Практикум «Техники пластической терапии в работе с девиантным поведением детей»
Стулова Татьяна Викторовна, к. фарм.н., гипнолог, FTT-тренер, НЛП-практик, г.Новосибирск

12:45-13:25

Практикум «FT-терапия в работе с эмоциональными состояниями детей и взрослых»
Стулов Александр Геннадьевич, клинический психолог, специалист международного уровня по работе с психосоматическими расстройствами, г. Новосибирск

13:30

Цифровая стена (стендовые доклады, практикум в записи)

в записи

Доклад «Психологическое и субъективное благополучие человека: общий обзор понятий»
Федорова Татьяна Александровна, магистрант группы 8101Мппп ФПСО ТГПУ
https://disk.yandex.ru/i/v4BJm_9VcbM8dw

в записи

Доклад «Ресурс технологии “Мягкая среда” в работе с детскими страхами»
Ильченко Наталья Анатольевна, магистрант группы 611М ФДиНО ТГПУ, педагог-психолог МАДОУ № 61 г. Томска 
https://disk.yandex.ru/i/YVs635Ucj2Rapw

в записи

Доклад «Здоровьесберегающая образовательная среда ДОУ как условие психологического здоровья детей и взрослых»
Соколова Надежда Викторовна, заведующий МАДОУ № 61 г. Томска
Корзилова Светлана Витальевна, старший воспитатель МАДОУ № 61 г. Томска
Очередько Ольга Вениаминовна, старший воспитатель МАДОУ № 61 г. Томска
https://disk.yandex.ru/i/ogCX9fSI1MWnVw

в записи

Практикум «Арт-методика «Мягкая сказка» для работы с состоянием внутреннего равновесия взрослого»
Фицнер Татьяна Дмитриевна, магистр педагогики, арт-терапевт, младший научный сотрудник НИ лаборатории раннего и дошкольного детства «Моделирование социокультурной образовательной среды» ИДиА ТГПУ 
https://disk.yandex.ru/i/eDB6wBQ2ohAiSg

Секция 5. Взаимодействие с семьей как направление профилактической работы
Место проведения: читальный зал № 2 (3 этаж)

Ссылка на видеозапись: https://bbb5.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/565fa4a3d32788b9f36dc40f0ad771076cbe742d-1676530570618

Модератор: Байгулова Наталия Васильевна, к.пед.н., доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ
Секретарь: Глебова Полина, студентка 3 курса ФПСО ТГПУ

14:00

Открытие секционного заседания конференции

14:00-14:10

Алгоритм деятельности с семьями группы риска
Иванникова Наталья Алексеевна, социальный педагог МБОУ «Тогурская СОШ имени Героя России С.В. Маслова» (онлайн)

14:10-14:20

Взаимодействие семьи и школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Митина Александра Александровна, студентка 4 курса факультета психологии ТГПУ им. Льва Николаевича Толстого, г. Тула
Научный руководитель: Пазухина Светлана Анатольевна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии ТГПУ им. Льва Николаевича Толстого, г. Тула (онлайн)

14:20-14:30

Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска»
Ускова Елена Михайловна, педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 83» г. Северск

14:30-14:40

Практика работы общественной организации «Родители против наркотиков («Прозрение») по профилактике девиантного поведения подростков
Гребенюк Елена Константиновна, председатель правления,
Туганова Юлия Викторовна, ведущий психолог, руководитель молодёжных проектов
Общественная организация «Родители против наркотиков («Прозрение») г. Северска Томской области

14:40-14:50

Ресурсные возможности библиотек в работе с многодетными семьями: проект «Цифровая педагогика для многодетной семьи»
Семененко Наталья Анатольевна, директор НБ ТГПУ, Козлова Ольга Викторовна, зам. директора НБ ТГПУ, г. Томск

14:50-

15:00

Роль общественной организации в работе с многодетными семьями (ТРОО «Клуб многодетных семей «ЛАДА» г. Томск): проект «Многодетная семья – новые горизонты развития»
Аввакумова Лариса Анатольевна, педагог-психолог МБОУ «Академический лицей им. Г.А Псахье» г. Томска

15:00-15:10

Взаимодействие с семьей как направление профилактической работы с детьми ОВЗ учителя-логопеда, муз. руководителя, инструктора ФК в дошкольном учреждении
Пискова Людмила Станиславовна, учитель-логопед, Ворошилова Галина Александровна, музыкальный руководитель, Арестова Елена Геннадьевна, инструктор по физической культуре МАДОУ№69 г Томск

Круглый стол
«Подготовка специалистов для сферы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних»
Место проведения: каб. 410 (4 этаж)

Модераторы: Титова Галина Юрьевна, зав.кафедрой социальной педагогики ТГПУ, Дозморова Елена Владимировна, к.пед.н., доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ, Лыба Алла Анатольевна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ
Секретарь: Лоскутникова Мария, студентка 5 курса ФПСО ТГПУ

12:30

Открытие круглого стола

12:30-12:40

Проявление прокрастинации у студентов, обучающихся по специальности "Педагогика и психология девиантного поведения"
Аникин Артём Николаевич, студент Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет", г. Лесосибирск Красноярский край (онлайн)

12:40-12:50

Проявление жизнестойкости у студентов с разным уровнем толерантности к неопределенности
Джембек Юлия Игоревна, студент Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет", г. Лесосибирск Красноярский край (онлайн)

 

12:50-13:00

Специфика подготовки студентов по специальности «Педагогика и спихология девиантного поведения»
Басалаева Наталья Владимировна, заведующий кафедрой психологии развития личности, кандидат психол. наук, доцент
Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет", г. Лесосибирск Красноярский край (онлайн)

13:00-13:40

Обсуждение вопросов круглого стола

Стендовые презентации
Место проведения: читальный зал № 1 (3 этаж)

Модератор: Чесноков Андрей Владимирович, старший преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ

14:00

Комплекс воспитательных мероприятий с использованием игровых технологий по профилактике девиантного поведения в начальных классах
Трофимова Ирина Анатольевна, учитель МАОУ Северский физико-математический лицей г. Северск (онлайн)

Опыт работы педагогов МБОУ СОШ № 96 с углубленным изучением английского языка по формированию основ нравственности и патриотизма у обучающихся
Сукнева Марина Сергеевна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МБОУ города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 96 с углубленным изучением английского языка», г. Новосибирск (онлайн)

Профильная смена «Умные каникулы» как эффективный способ профилактики девиантного поведения детей, подростков средствами дополнительного образования (из опыта реализации наставничества в формате «Учитель – Студент–Ученик»  в рамках межведомственного взаимодействия)
Радюк Глеб Валерьевич, студент 2 курса факультета ИИЯМС ТГПУ (онлайн)

Мобильное обучение как метод профилактики девиантного поведения в образовательных организациях
Чеканова Людмила Александровна, Панова Олеся Николаевна, учителя МАОУ Северский физико-математический лицей г. Северск

Коррекция девиантного поведения с помощью кинезиологических и игровых приемов
Азангулова Наталия Игоревна, педагог-психолог, Бадмаева Светлана Гомбожаповна, учитель-логопед, Безрукова Ирина Николаевна, учитель-логопед, школа-интернат №1 г. Томска (онлайн)

Духовно-нравственное воспитание в рамках изучения географии как средство профилактики девиантного поведения
Ткаченко Ирина Николаевна, учитель географии МАОУ Северский физико-математический лицей г. Северск (онлайн)

Направленность подготовки будущих педагогов на вызовы эмоционально-напряженных ситуаций в педагогической деятельности
Калдузова Лариса Петровна, магистрант Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург (онлайн)

Мастер-классы
Место проведения: каб. 410 (4 этаж)

Ссылка на видеозапись: https://bbb1.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/62b354fca0429ec33dc5bb1f95f5408b080ab735-1676530447862

Модератор: Головина Алена Павловна, преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ

14:00-14:45

Мастер-класс «Просвещение педагогов и родителей – профилактическая мера, направленная на предупреждение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних (из опыта межведомственного взаимодействия)»
Богданова Наталья Николаевна, начальник отдела социально-психологической помощи населению и реабилитации женщин, подвергшихся семейному насилию МАУ Города Томска «Центр профилактики и социальной адаптации «Семья»

14:45-15:30

Мастер-класс «Магия слова»
Чайко Елена Шаймулловна, Сафронова Валентина Андреевна, социальные педагоги МАОУ Лицей № 7 г. Томска

 Киноклуб
Место проведения: конференц-зал Научной библиотеки ТГПУ

14:00-15:15

Заседание киноклуба с обсуждением фильма «Новая эра Z» (2016)
Модератор: Лыба Алла Анатольевна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ

 

17 февраля 2023 года

Фестиваль настольных игр
Место проведения: «Точка кипения», ул. Аркадия Иванова, 2 (2 этаж)

Модератор: Богачков Андрей Денисович, педагог-психолог структурного подразделения Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» МБОУ ДО ДДиЮ «Факел» г. Томска

10:00-13:30

Диспут «Настольные игры как средство развития социальных навыков, альтернатива гаджетам и профилактики зависимости от видеоигр»
Практикум «Использование в работе педагога настольных игр: D&D, «Забытые боги», «Имаджинариум», «Антибуллинговая команда», «Лепёшка», «Бункер» и др.

 

 Требуется регистрация по ссылке https://leader-id.ru/events/394814

 Мастер-классы, тренинги, практикумы
Место проведения: Центр «Альтернатива» ДДЮ «Факел» (пр. Кирова, 49, стр. 1)

10:00-11:00

Тренинг «Формирование личных границ как профилактика зависимого поведения»
Петракова Анастасия Михайловна, Недайводина Ирина Вячеславовна, педагоги-психологи структурного подразделения Центр профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» МБОУ ДО ДДиЮ «Факел»

11:30-12:30

Мастер-класс «АРТ-терапия в работе с детьми «группы риска» (на примере камнетерапии)
Лебедева Ольга Александровна, социальный педагог структурного подразделения Центр профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» МБОУ ДО ДДиЮ «Факел», арт-терапевт, лектор Российского общество «Знание»

13:00 -14:00

Мастер-класс «Технология «ролевая игра» как способ профилактики и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у обучающихся с ЗПР»
Мытницкая Юлия Олеговна, педагог-психолог структурного подразделения Центр профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» МБОУ ДО ДДиЮ «Факел», магистрант ФПСО ТГПУ

14:30 – 15:30

Мастер-класс «Профориентация как способ профилактики девиантного поведения»
Коробейникова Марианна Александровна, педагог-психолог структурного подразделения Центр профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» МБОУ ДО ДДиЮ «Факел»

16:00-17:00

Практикум «Альтернативные технологии организации профилактической работы с детьми группы повышенного внимания по итогам ЕМ СПТ»
Акимова Елена Федоровна, зам. директора по воспитательно-профилактической работе, руководитель структурного подразделения Центр профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» МБОУ ДО ДДиЮ «Факел», преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ, лектор Российского общество «Знание»

Мастер-классы, практикумы
Место проведения: ДДиЮ «Факел» (пр. Кирова, 60)

12.00 -13.00

Каб. 3

Практикум «Использование игровых технологий в рамках реализации городской программы воспитания и дополнительного образования «Фабрика добра»
Шашок Анжелика Евгеньевна, социальный педагог структурного подразделения Центр профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» МБОУ ДО ДДиЮ «Факел»

12.00 -13.00

Актовый зал

Практикум «Академия здоровья как форма профилактики девиантного поведения несовершеннолетних»
Медведева Ксения Николаевна, педагог-психолог структурного подразделения Центр профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» МБОУ ДО ДДиЮ «Факел», клинический психолог, лектор Российского общество «Знание»

14.05 - 15.05

Каб.5

Мастер-класс «Взаимодействие специалистов творческой группы технического и физкультурно-спортивного направления по вопросам профилактики девиантного поведения»
Пономарева Татьяна Александровна, зам. директора по учебной работе МБОУ ДО ДДиЮ «Факел» г. Томска
Суховецкая Галина Николаевна, методист МБОУ ДО ДДиЮ «Факел» г. Томска
Семенова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДиЮ «Факел» г. Томска
Недайводина Ирина Вячеславовна, педагог-психолог структурного подразделения Центр профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» МБОУ ДО ДДиЮ «Факел»

15.00 – 16.00 Каб. 3

Мастер-класс «Применение технологий изобразительного искусства в профилактике девиантного поведения»
Антипьева Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДиЮ «Факел»

Мастер-классы, практикумы
Место проведения: ауд. 235 учебного корпуса №1 (пр. Комсомольский, 75)

Ссылка на видеозапись: https://bbb2.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/62b354fca0429ec33dc5bb1f95f5408b080ab735-1676619164951

Модератор: Головина Алена Павловна, преподаватель кафедры социальной педагогики ТГПУ

15:00-16:00

Практикум «Профилактика буллинга и адаптации в инклюзивном классе через социальный проект по сопровождению детского тьюторства «КЛАССное дело 2.0»

Аввакумова Лариса Анатольевна, педагог-психолог, Опарина Надежда Вячеславовна, тьютор, МБОУ «Академический лицей им. Г.А Псахье» г. Томска

16:00-16:45

Практикум «Проект «Время Взрослеть»: межличностные отношения субъектов образования и профилактика девиантного поведения»
Истомин Владислав Викторович, педагог-психолог ВКК, педагог дополнительного образования МАОУ гимназия № 8 «Лицей им. С.П. Дягилева» г. Екатеринбург, руководитель школьного проекта «Социальный театр», преподаватель АНО ВО «Гуманитарный университет» г. Екатеринбург (онлайн)

 
 
 
 

С Днём Российской науки!

Уважаемые сотрудники факультета и студенты!

PHOTO 2023 02 08 10 22 33Поздравляем Вас с Днём российской науки. Желаем уверенности, крепких сил, вдохновения, светлого ума и процветания, желаем больших возможностей и верной поддержки окружающих в осуществлении всего задуманного. Пусть каждый день будет прогрессом и смелым движением только вперёд. Желае всегда оставаться изобретательными, просвещёнными и креативными людьми.

Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи»

s23 01

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

16-17 февраля 2023 года состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи».

Конференция проводится на базе факультета психологии и специального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный педагогический университет»  в смешанном формате:

очно – в Научной библиотеке ТГПУ по адресу: 634061, Томская область, г. Томск, ул. Герцена, д. 66; в помещении Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» МБОУ ДО Дом детства и юношества «Факел» по адресу: 634012, Томская область, г. Томск, пр. Кирова, 49, стр. 1;
онлайн – на платформе BigBlueButton (ссылка будет указана в программе конференции).

Цель конференции: объединить усилия ученых и практиков в поиске новых путей, ресурсов, методов и форм организации профилактики девиантного поведения среди детей, подростков и молодежи.

В рамках конференции планируются: пленарное заседание, секции, интерактивные площадки: круглый стол, практикумы, мастер-классы, тренинги, открытые лекции, фестиваль настольных игр, киноклуб и др.

16 февраля 2023 года
9.30-10.00 – Регистрация участников
10.00-11.40 – Пленарное заседание
12.00-14.00 – Работа по секциям (направления – по присланным заявкам (предполагаемые направления ниже))
14.00-18.00 – Интерактивные площадки, открытые лекции

17 февраля 2023 года
10.00-18.00 – Интерактивные площадки, открытые лекции

Основные направления работы конференции:

  • Современные технологии в профилактической работе школьного социального педагога;
  • Профилактическая работа в детско-подростковой среде средствами дополнительного образования;
  • Профилактическая работа со студенческой молодежью;
  • Профилактическая работа в организациях социальной защиты детства;
  • Эффективные формы и методы работы с детьми, подростками и молодежью по профилактике девиантного поведения в образовательных организациях;
  • Взаимодействие с семьей как направление профилактической работы;
  • Практика общественных организаций в сфере профилактики социальных девиаций детей, подростков и молодежи;
  • Межведомственное взаимодействие органов, учреждений и организаций в сфере профилактики социальных девиаций детей, подростков и молодежи;
  • Подготовка специалистов для сферы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

Формы участия в конференции:
- очное / онлайн участие с докладом / мастер-классом / практикумом / тренингом / стендовой презентацией
- очное / онлайн участие без доклада

Заявки на участие в конференции:
- очное / онлайн участие с докладом / мастер-классом / практикумом – до 06 февраля 2023 года – в форме электронного письма на адрес электронной почты conference-sp-tspu@mail.ru
- очное / онлайн участие без доклада  – до 13 февраля 2023 года – в Google-форме по ссылке https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSffnmZLCsx-aKrrqhGLeVd5GIk9uC417WX1uxChwjYXmXwfqw/viewform?usp=sf_link

Координатор конференции – Демина Людмила Сергеевна, к.пед.н., доцент кафедры социальной педагогики (тел. 8-960-969-46-50), conference-sp-tspu@mail.ru.

БЛАНК ЗАЯВКИ НА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Презентационные материалы необходимо выслать 13-14 февраля 2023 г. на почту: conference-sp-tspu@mail.ru

Участие в конференции бесплатное. Все докладчики / модераторы мастер-классов / практикумов / тренингов получат электронные сертификаты, участники без докладов – по запросу. Программа конференции будет разослана всем зарегистрированным участникам 15 февраля 2023 г. (в течение дня).

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER