Ректор ТГПУ принял участие во всероссийском заседании «О состоянии и перспективах развития педагогического образования в РФ»
На базе Московского педагогического государственного университета состоялось заседание Комитета Совета Федераций по науке, образованию и культуре «О состоянии и перспективах развития педагогического образования в Российской Федерации». Его провела председатель комитета Лилия Салаватовна Гумерова. В мероприятии приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Викторовна Петрова, заместитель директора Департамента кадровой политики Министерства просвещения РФ Сергей Степанович Антонов, представители ведомств, ректоры педагогических вузов – члены Ассоциации развития педагогического образования (АРПО). На заседании выступил ректор ТГПУ, зам. председателя АРПО Андрей Николаевич Макаренко.
Открыл мероприятие ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков. В своей речи он обратил внимание на востребованность педагогического образования и отметил, что специальности и направления 44-й укрупненной группы «Образование и педагогические науки» – в топе среди поступающих в университеты. Он обозначил ключевую проблему – отсутствие единства в подготовке педагогов. По словам главы МПГУ, основой синхронизации образования является Ядро педагогического образования, в рамках которого ведут подготовку педагогические вузы страны. В то же время классические университеты, также готовящие профессионалов по направлениям 44-й укрупненной группы, работают по своей системе и вне Ядра, что создает сложность в организации непрерывного образования. Необходимо достигнуть согласования работы вузов разной ведомственной принадлежности и обеспечить единство подхода к образовательно-воспитательной деятельности.
Председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова озвучила ряд проблемных моментов в развитии педагогического образования. Выступающая сделала акцент на необходимости постоянного повышения квалификации педагогов, увеличения заработной платы учителей и преподавателей (по результатам проведенного Комитетом и профильным ведомством исследования, в России существует 37 000 подходов к оплате труда педагога), финансирования образовательных организаций для обеспечениях их ресурсности, обновления учебных планов.
Особо подробно участниками заседания был рассмотрен вопрос выработки новых подходов к воспитательной работе на основе традиционных ценностей России.
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Викторовна Петрова обозначила основные направления воспитательной работы – патриотическое, гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое, физическое, также в перечень вошли формирование ценности научного познания и культура ЗОЖ и эмоционального благополучия. В выступлении были рассмотрены инициативы ведомства, формирующие идеологический каркас и помогающие поддерживать воспитательную компоненту, среди них флагманский проект «Голос поколения», образовательные модули «Основы военной подготовки», «Основы российской государственности», «Великая Отечественная война: без срока давности» и другие.
Заместитель директора Департамента кадровой политики Министерства просвещения РФ Сергей Степанович Антонов озвучил результаты внедрения Ядра высшего педагогического образования за 2022–2024 годы:
- сбалансирован существовавший разрыв между программой обучения в школе и программой подготовки учителей;
- нивелирована разница в объеме предметной, методической и практической подготовки педагогов в разных вузах;
- обновленные программы предусматривают погружение будущего учителя в профессиональную среду уже с первого курса;
- отмечен гибкий и оперативный отклик на изменения в школьном образовании.
Кроме того, был освещен план реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на 2025–2030 годы. В него вошли актуализация единых подходов к структуре и содержанию подготовки педагогических кадров, внедрение механизмов развития академической мобильности будущих педагогов, обновление инфраструктуры образовательных организаций, формирование примерного перечня учебных и учебно-методических пособий для использования в программах подготовки педагогических кадров, разработка единых подходов к формированию фонда оценочных средств, расширение практики профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по педагогическим направлениям, развитие кадрового потенциала образовательных организаций.
С предложениями по решению озвученных проблем, в частности касающихся организации воспитательной работы, выступили ректоры педагогических университетов. Глава ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко представил доклад «Педвузы – платформа для формирования системы непрерывного процесса гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации в регионах».
«Непрерывность – это последовательная история, когда мы переходим из этапа к этапу. Можно вспомнить советский опыт: октябрята, пионеры, комсомольцы, партия, – говорит А.Н. Макаренко. – Важно помнить, что воспитывающая среда бывает разной – воспитание происходит в семье, школе, организациях дополнительного образования, на секциях, в процессе игры во дворе. И если единая повестка будет выстроена, результат будет более успешным. Педагогические университеты работают именно над организацией единого воспитательного пространства».
Эта работа происходит через реализацию и включенность коллектива вуза в различные проекты. Так, в ТГПУ курсы «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями» прошли 500 советников из Липецкой, Белгородской, Тамбовской, Мурманской, Томской, Иркутской, Челябинской, Свердловской областей и Алтайского края. Студенты и сотрудники университета активно включаются в инициативы регионального отделения «Движения первых», президентской платформы «Россия – страна возможностей», Российского общества «Знание», а также проводимые в рамках программ «Орлята России», «Обучение служением». Как отметил А.Н. Макаренко, в Томской области центр концентрации масштабных педагогических инициатив – это Томский государственный педагогический университет.
«Одна из проблем формирования гармонично развитой личности – это несогласованность и отсутствие преемственности, – считает ректор ТГПУ. – Важно собрать в одном пространстве разные воспитывающие среды – как раз над созданием такого пространства на базе ТГПУ мы сейчас работаем с представителями регионального отделения «Движения первых».
В ходе общения участники заседания обсудили и другие варианты решений поднятых проблем. В течение недели Комитетом Совета Федераций по науке, образованию и культуре совместно с Министерством просвещения РФ и Минобрнауки РФ будут рассмотрены зафиксированные идеи и принято решение о дальнейшей работе над ними.
Фото: МПГУ